СП 465.1325800.2019 Здания и сооружения. Защита от вибрации метрополитена. Правила проектирования
Источник документа:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Основной документ
Изменения в документе
1
СП 465.1325800.2019
СВОД ПРАВИЛ
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. ЗАЩИТА ОТ ВИБРАЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА
Правила проектирования
Buildings and structures. Protection against vibration of underground lines. Design rules
Дата введения 2020-06-03
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Федеральное государственное бюджетное учреждение
"Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и
строительных наук" (НИИСФ РААСН)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и
архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 756/пр и введен в действие с 3 июня 2020 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее
уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация,
уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 27
декабря 2022 г. N 1136/пр c 28.01.2023
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: ФГБУ "РСТ", 2023
Введение
Свод правил разработан в целях обеспечения требований Федерального закона от 30 декабря
2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Кроме того, применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение федеральных
законов от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от
27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Свод правил разработан в развитие СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003 Метрополитены" и
содержит требования к расчету и проектированию защиты от вибрации и структурного шума,
создаваемых подвижным составом метрополитена в помещениях жилых и общественных зданий,
расположенных в зоне влияния линий метрополитена.
Свод правил разработан авторским коллективом НИИСФ РААСН (д-р техн. наук И.Л.Шубин, д-р
техн. наук И.Е.Цукерников, канд. техн. наук В.А.Смирнов, А.С.Лебедев, М.Ю.Смоляков,
Д.А.Черкасова) при участии НИУ МГСУ (д-р техн. наук Ю.Т.Чернов), АО "Моспромпроект" (Д.А.Цюпа,
Л.В.Грошев), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по г.Москве" (Е.А.Руднева).
2
Изменение N 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом НИИСФ
РААСН (руководители разработки - д-р техн. наук И.Л.Шубин, канд. техн. наук В.А.Смирнов;
исполнители - М.Ю.Смоляков, Д.Д.Малов, Е.С.Улесикова) при участии АО "Моспромпроект"
(Д.А.Цюпа, Л.В.Грошев), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по г.Москве" (Е.А.Руднева).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на защиту от вибрации и структурного шума,
создаваемых подвижным составом линий метрополитена в помещениях жилых, общественных и
производственных зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния перегонных тоннелей,
тупиков, камер съезда и станций метрополитена.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12248.3-2020 Грунты. Определение характеристик прочности и деформируемости
методом трехосного сжатия
ГОСТ 12248.9-2020 Грунты. Определение характеристик прочности и деформируемости
мерзлых грунтов методом одноосного сжатия
ГОСТ 12248.10-2020 Грунты. Определение характеристик деформируемости мерзлых грунтов
методом компрессионного сжатия
ГОСТ 23961-80 Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного
состава
ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения
ГОСТ 25100-2020 Грунты. Классификация
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 31185-2002 (ИСО 10815:1996) Вибрация. Измерения вибрации внутри железнодорожных
туннелей при прохождении поездов
ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка
ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования
ГОСТ 31191.2-2004 (ИСО 2631-2:2003) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка
ее воздействия на человека. Часть 2. Вибрация внутри зданий
ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и
определения
ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения
ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО/ТС 10811-1-2007 Вибрация и удар. Вибрация в помещениях с установленным
оборудованием. Часть 1. Измерения и оценка
ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
ГОСТ Р 52892-2007 Вибрация и удар. Вибрация зданий. Измерение вибрации и оценка ее
воздействия на конструкцию
ГОСТ Р 53964-2010 Вибрация. Измерения вибрации сооружений. Руководство по проведению
измерений
ГОСТ Р 56353-2022 Грунты. Методы лабораторного определения динамических свойств
дисперсных грунтов
ГОСТ Р ИСО 2017-1-2011 Вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 1. Технические
данные для применения систем виброизоляции
ГОСТ Р ИСО 2017-2-2011 Вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 2. Технические
данные для применения систем виброизоляции для железнодорожного транспорта
ГОСТ Р ИСО 2017-3-2016 Вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 3. Технические
данные для применения систем виброизоляции при строительстве новых зданий
ГОСТ Р ИСО 2041-2012 Вибрация, удар и контроль технического состояния. Термины и
определения
ГОСТ Р ИСО 10137-2016 Основы расчета строительных конструкций. Эксплуатационная
надежность зданий в условиях воздействия вибрации
ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007 Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового
транспорта. Часть 1. Общее руководство
ГОСТ Р 59940-2021 Системы виброизоляции зданий и сооружений. Методы испытаний
вибродемпфирующих материалов
3
СП 16.13330.2017 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений" (с изменениями N 1, N 2,
N 3, N 4)
СП 26.13330.2012 "СНиП 2.02.05-87 Фундаменты машин с динамическими нагрузками" (с
изменением N 1)
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 63.13330.2018 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные
положения" (с изменениями N 1, N 2)
СП 64.13330.2017 "СНиП II-25-80 Деревянные конструкции" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" (с изменением N 1)
СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003 Метрополитены" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные" (с
изменениями N 1, N 2)
СП 297.1325800.2017 Конструкции фибробетонные с неметаллической фиброй. Правила
проектирования (с изменением N 1)
СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения
СП 413.1325800.2018 Здания и сооружения, подверженные динамическим воздействиям.
Правила проектирования (с изменением N 1)
СП 441.1325800.2019 Защита зданий от вибрации, создаваемой железнодорожным
транспортом. Правила проектирования (с изменением N 1)
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие
ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по
ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по
состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя
"Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана
недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с
учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который
дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным
выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный
документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на
которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если
ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил
целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по [1], СП 51.13330, СП 119.13330, СП
122.13330, СП 323.1325800, СП 441.1325800, ГОСТ Р ИСО 2041, ГОСТ 24346, ГОСТ Р ИСО 14837-1,
ГОСТ 34056, ГОСТ 34530, ГОСТ 32192, ГОСТ Р 52892, СанПиН 1.2.3685, а также следующий термин с
соответствующим определением:
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1 зона влияния линии метрополитена: Зона, за пределами которой вибрация от
метрополитена не выделяется над уровнем фоновой вибрации.
4 Общие положения
Настоящий свод правил устанавливает требования к прогнозированию, оценке и разработке
мероприятий по снижению динамического воздействия, вызванного движением поездов
метрополитена, на несущую способность зданий и сооружений, включая тоннельную обделку и
элементы конструкций станционных комплексов и транспортно-пересадочных узлов метрополитена,
технологическое оборудование, помещения с постоянным пребыванием людей и рабочие места.
Положения настоящего свода правил следует использовать при выполнении расчетов по оценке
степени вибрационного и шумового дискомфорта и при разработке мероприятий для обеспечения
допустимых параметров вибрации и уровней структурного шума, регламентируемых СанПиН
4
1.2.3685-21.
Требования к проведению натурных измерений вибрации грунта при прохождении поездов
приведены в приложении А; пример ориентировочных значений виброскорости, измеренных на лотке
и обделке некоторых конструкций пути, - в приложении Б; конструктивные решения верхнего строения
пути - в приложении В; методика подбора параметров грунта - в приложении Г.
Положения настоящего свода правил не учитывают совместного воздействия структурного
шума, вызванного движением подвижного состава метрополитена, и воздушного шума,
передаваемого через наружные ограждающие конструкции (для наземных линий метро).
Настоящий свод правил основан на приведенных ниже допущениях и предусматривает, что:
- исходные данные для проектирования должны собираться в необходимом объеме в
соответствии с требованиями действующей нормативной документации, регистрироваться и
интерпретироваться специалистами, обладающими квалификацией и опытом, достаточными для
подобного вида работ;
- проектирование должно выполняться специалистами, обладающими квалификацией и
опытом, достаточными для подобного вида работ;
- должны быть обеспечены координация и связь между специалистами по инженерным
изысканиям, проектированию и строительству;
- должен быть обеспечен соответствующий контроль качества при устройстве системы
виброизоляции, изготовлении виброизоляторов и выполнении работ на строительной площадке;
- строительные работы, установка и наладка систем виброизоляции должны выполняться
квалифицированным и опытным персоналом, способным обеспечивать требования нормативных
документов, а также настоящего свода правил;
- используемые материалы и изделия должны удовлетворять требованиям проектной
документации и разделов 7 и 8;
- техническое обслуживание систем виброизоляции должно обеспечивать их безопасность и
рабочее состояние на весь заявленный срок эксплуатации;
- системы виброизоляции должны использоваться по их назначению в соответствии с
проектной документацией.
Примечание - Допускаемые параметры вибрации и уровней структурного шума приведены в
разделах 4.1, 4.2 и 4.3.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1 Нормирование и оценка параметров вибрации и уровней структурного шума в
помещениях жилых и общественных зданий
4.1.1 Выбор нормируемых параметров вибрации и уровней шума в помещениях жилых и
общественных зданий и их допустимых значений осуществляют с учетом временного характера
нормируемого фактора.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.2 Требования к нормированию параметров вибрации и уровней шума для рабочих мест (для
рабочей смены с учетом времени воздействия нормируемого фактора) установлены в СанПиН
1.2.3685.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.3 Параметры вибрации и уровней шума оцениваются для производственных помещений с
постоянными рабочими местами и с временным пребыванием людей, бытовых помещений и
пассажирских помещений станций (за исключением открытых наземных платформ и переходов).
5
Нормируемые значения приведены в СанПиН 1.2.3685, [7].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.4 Вибрация, создаваемая в помещениях зданий от движения поездов метрополитена,
является общей вибрацией (по способу передачи на человека) и действующей вдоль осей
ортогональной системы координат X, Y, Z, соответствующей базицентрической системе координат
для тела человека по ГОСТ 31191.1. Оценку вибрации, воздействующей на человека внутри здания,
выполняют по ГОСТ 31191.2 посредством измерения в трех указанных взаимно перпендикулярных
направлениях. Систему координат привязывают к конструкции здания так, чтобы оси координат
лежали преимущественно в плоскостях, параллельных плоскостям основных несущих элементов, а
направления осей совпадали с направлениями соответствующих осей для стоящего человека по
ГОСТ 31191.1, т.е. Х (от спины к груди) и Y (от правого плеча к левому) - горизонтальные оси,
направленные параллельно опорным поверхностям; Z - вертикальная ось, перпендикулярная к полу.
4.1.5 Вибрация, создаваемая в помещениях зданий от движения поездов метрополитена, и
порождаемый ею структурный шум имеют непостоянный прерывистый характер с выраженным
преобладанием сигнала вибрации в октавной полосе частот 4-63 Гц и повторяются с интервалом,
определяемым графиком движения поездов.
Примечание - Согласно ГОСТ Р ИСО 14837-1 вибрация и структурный шум на объекте
воздействия в основном наблюдаются в диапазоне частот от 1 до 250 Гц. Однако для некоторых
видов грунта (например, скальной породы) и при наличии жесткой связи между зданием и туннелем,
особенно в случае, когда здание расположено на небольшом расстоянии от туннеля и фундамент
здания и скальную породу разделяет только тонкий слой грунта, вибрация на более высоких частотах
может оказаться существенной.
4.1.6 С нормативными значениями следует сравнивать оценочные значения нормируемых
параметров вибрации и структурного шума, определенные для жилых помещений и помещений
общественных зданий за время оценки, равное 16 ч дневного времени и 8 ч ночного времени, а для
рабочих мест - за восьмичасовую смену, с учетом графика движения поездов.
4.1.7 При наличии в проектируемом здании или сооружении собственных источников вибрации
требования к параметрам вибрации и уровням структурного шума для них и линий метрополитена
следует устанавливать из условия обеспечения нормативных параметров для суммарных значений
вибрации и структурного шума.
4.1.8 Нормирование и критерии оценки вибрации в помещениях жилых и общественных зданий
производят в соответствии с положениями подраздела 4.2 СП 441.1325800.2019.
4.1.9 Нормирование и критерии оценки структурного шума, создаваемого поездами
метрополитена в помещениях жилых и общественных зданий и на рабочих местах, производят в
соответствии с положениями подраздела 4.3 СП 441.1325800.2019.
4.2 Нормирование и критерии оценки воздействия вибрации на здания
4.2.1 Вибрация, передаваемая по грунту или непосредственно по несущим конструкциям
здания или сооружения (например, при расположении пути или станции метрополитена в составе
здания, на мосту или эстакаде), не должна оказывать негативного влияния на механическую
безопасность несущих и ограждающих конструкций здания в течение его жизненного цикла.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2.2 Пешеходные переходы, галереи и мостки в зданиях и сооружениях должны быть
спроектированы таким образом, чтобы амплитуды вибрации при движении подвижного состава
метрополитена не вызывали чувство тревоги у потенциальных пользователей (пешеходы, посетители
магазинов и т.д.).
В качестве критерия оценки допускаемых значений вибрации таких элементов конструкций
зданий и сооружений следует использовать предельные значения, указанные в приложении С ГОСТ
Р ИСО 10137-2016.
4.2.3 Оценку воздействия вибрации на несущие конструкции здания осуществляют в
6
соответствии с ГОСТ Р 52892 и ГОСТ Р ИСО 10137.
4.2.4 Оцениваемой величиной, в соответствии с ГОСТ Р 52892, является пиковое значение
виброскорости колебаний. В качестве дополнительного показателя оценивают частоту
доминирующей составляющей спектра колебаний здания.
4.2.5 Пиковое значение виброскорости колебаний в третьоктавных полосах частот, выделяемых
при движении подвижного состава метрополитена, оценивают в направлении трех взаимно
перпендикулярных осей X, Y и Z - , и соответственно. Направление осей
задается в соответствии с ГОСТ Р 52892.
4.2.6 Для оценки вибрации определяют - наибольшее из пиковых значений,
полученных для каждого направления измерений, по формуле
. (4.1)
Оцениваемой величиной, помимо скорости, может быть ускорение с последующим
выполнением операции интегрирования.
4.2.7 Вибрацию элементов зданий, таких как стены и междуэтажные перекрытия, оценивают по
создаваемым в них механическим напряжениям.
Механические напряжения в балках и пластинах, возникающие при их колебаниях на частоте,
близкой к резонансной, оценивают по результатам прогнозирования скорости и частоты при условии,
что данные результатов прогноза берутся в точках, где значения скорости максимальные.
Для нагруженных балок и бетонных плит, армированных в одном направлении, прямоугольного
сечения равномерной жесткости, максимальное значение изгибающего напряжения
определяется по формуле
, (4.2)
где - максимальное значение скорости по всей длине балки, м/с;
- приведенный динамический модуль упругости материала балки, МПа, определяется по
пункту 4.3 СП 413.1325800.2018;
- приведенная плотность материала балки, кг/м ;
- безразмерный коэффициент, равный отношению суммарного воздействия
внешней нагрузки и собственного веса к собственному весу балки ;
- безразмерный модальный коэффициент, имеющий значение в диапазоне от 1 до 1,33 и
зависящий от условий закрепления элемента и номера моды колебаний.
Примечание - Для бетонных плит с перекрестной арматурой полученное значение напряжения
можно рассматривать как оценку сверху.
4.2.8 Для конструкций, длительное время подвергающихся динамическим воздействиям от
метрополитена, а также для зданий повышенного уровня ответственности или представляющих
историко-культурную ценность, прочностные и деформационные характеристики материалов,
используемые для оценки уровня воздействия на конструкцию, снижают в соответствии с числом
циклов воздействия динамической нагрузки (расчет на выносливость) в соответствии с требованиями
СП 35.13330 СП 16.13330.
7
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2.9 Полученные максимальные напряжения по формуле (4.2) оценивают в соответствии с
типом и материалом конструкции по СП 16.13330, СП 35.13330, СП 63.13330, СП 64.13330 с учетом
4.2.8.
4.2.10 Вибрация, создаваемая при движении поездов метрополитена, характеризуется как
широкополосная, длительная по ГОСТ Р 52892.
4.2.11 Для оценки влияния вибрации на здание его относят к одной из трех категорий,
представленных в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Категории зданий
Категория
здания/сооружения
Назначение
1
Здания делового назначения, производственные здания и сооружения
аналогичной конструкции
2
Жилые здания и здания аналогичной конструкции или назначения
3
Сооружения, не относящиеся к категории 1 или 2, имеющие высокую
социальную важность (например, охраняемые памятники архитектуры,
образовательные организации, научно-исследовательские институты,
медицинские организации стационарного типа, культовые сооружения)
Примечание - К факторам, влияющим на риск повреждения конструкций зданий и сооружений, относят: тип
фундамента, тип и состояние грунта в основании; особенности несущей схемы конструкции; расстояние до
источника вибрации, расчетные характеристики источника.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2.12 Предельные значения пиковой виброскорости колебаний , м/с, представлены
на рисунке 4.1 в третьоктавных полосах частот 1-100 Гц. Цифрами на графике обозначены категории
зданий по таблице 4.1.
8
Рисунок 4.1 - Пиковые значения виброскорости колебаний
4.2.13 При проектировании зданий с числом этажей более пяти следует оценивать
виброскорость колебаний в горизонтальном направлении (оси X и Y) для верхнего эксплуатируемого
перекрытия здания , мм/с. Предельные значения этой характеристики приведены в
таблице 4.2.
Таблица 4.2 - Предельные значения
Категория сооружения
, мм/с
1
10
2
5
3
2,5
Примечание - Приведенные значения могут быть применены как к промежуточным перекрытиям здания,
так и к его стенам.
4.2.14 Проектирование оснований зданий и сооружений, попадающих в зону влияния линий
метрополитена, проводят с учетом положений подраздела 6.14 СП 22.13330.2016. Скорость
колебаний поверхности грунта и скорость колебаний фундамента определяют на основании расчета
по разделу 5. Предельные значения скоростей колебаний фундамента - по 4.2.12 и, в отдельных
случаях, выходящих за рамки 4.2.11 - по подразделу 6.14 СП 22.13330.2016.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
9
4.3 Нормирование и критерии оценки воздействия вибрации на оборудование и
технологические процессы
4.3.1 Уровни вибрации в месте установки оборудования, чувствительного к вибрации, не
должны превышать требований 4.3.2 для обеспечения заданных изготовителем оборудования
параметров работы чувствительных контрольно-измерительных приборов или высокоточных
производственных процессов.
Примечание - Примерами высокоточного оборудования являются микровесы, электронные,
туннельные, атомно-силовые, оптические и другие микроскопы, фотографические проекционные
системы интегральных схем, оборудование для выращивания кристаллов, средства лазерной
интерферометрии, приборы и оборудование для записи голографических дифракционных решеток,
профилометры, делительные машины, фотоповторители, установки совмещения и экспонирования,
установки для прецизионной литографии, компараторы, эталонные установки, оптические скамьи,
нанотехнологическое оборудование, высокоточные многокоординатные обрабатывающие центры,
координатно-расточные станки, высокоточные измерительные и сканирующие системы и т.д.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3.2 Оцениваемой величиной является среднеквадратическое значение (СКЗ) виброскорости
колебаний основания, м/с, в направлении трех взаимно перпендикулярных осей X, Y и Z - ,
и соответственно, для третьоктавных полос в диапазоне 1-100 Гц, в месте установки
оборудования.
Примечание - Для детального анализа распространения колебательных волн в грунте и их
взаимодействия с несущими конструкциями здания допускается оценивание проводить в более узких
полосах, в том числе в 1/12-октавных полосах и в непропорциональном спектре.
Допустимые параметры вибрации в месте установки определяет изготовитель оборудования.
При их отсутствии следует пользоваться VC-кривыми, приведенными в таблице 4.3.
Таблица 4.3 - Параметры VC-кривых
VC-кривая
Среднеквадратическое
значение скорости, мкм/с
Пиковое значение
скорости для
синусоидальной
Пиковое значение скорости для
случайной вибрации (10 мин), мм/с
волны, мм/с
8 Гц
100 Гц
A
50
0,071
0,22
0,25
B
25
0,035
0,11
0,12
C
12,5
0,018
0,056
0,062
D
6
0,0085
0,027
0,030
E
3
0,0042
0,013
0,015
F
1,56
0,0021
0,0068
0,0075
G
0,78
0,0011
0,0033
0,0038
Примечание - Изготовителем также могут быть установлены требования к уровню воздушного и (или)
структурного шума в месте размещения оборудования, а также требования к асимптотической жесткости и
(или) динамической податливости основания под установку оборудования.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3.3 Оценку воздействия вибрации на технологическое оборудование проводят для времени
оценки, составляющего не менее 30 мин в каждой точке для каждого направления.
10
Для повышения точности измерений рекомендуется увеличивать время проведения измерений
и оценивания до 4 ч, если иное не оговорено в техническом задании (или в задании на
проектирование).
Примечание - При проведении измерений для оценки вибрационного фона в месте установки
высокоточного оборудования следует учитывать возможно большее число факторов, влияющих на
него, в том числе: режимы работы другого оборудования, установленного в здании, где планируется
размещение высокоточного оборудования, или в других зданиях, смежных с ним, режим работы
метрополитена и иные факторы, указанные в ГОСТ Р ИСО ТС 10811-1*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО/ТС 10811-1, здесь и далее по
тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3.4 Натурные измерения проводят по ГОСТ Р ИСО ТС 10811-1. В зависимости от условий
измерений коэффициент преобразования датчиков должен быть не менее 100 мВ/(м/с ) для
акселерометров и 25 мВ/(мм/с) для датчиков скорости.
4.3.5 Значения оцениваемых параметров по 4.3.2 следует определять посредством измерений
с помощью интегрирующих цифровых приборов с использованием записи истории процесса.
Результаты измерений для каждой точки и каждого направления должны содержать оценку
среднего значения СКЗ виброскорости колебаний основания, м/с, максимальное и минимальное
значения СКЗ виброскорости колебаний основания, м/с, а также среднее значение ±
среднеквадратическое отклонение СКЗ виброскорости колебаний основания, м/с.
Примечание - Для производств, на которых предъявляются особые требования к точности
измерений, а также при проектировании производств на перспективу развития рекомендуется при
измерениях также определять среднее значение СКЗ виброскорости колебаний основания ±
удвоенное значение среднеквадратического отклонения СКЗ виброскорости колебаний основания,
м/с.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3.6 Выполнение оценки по результатам измерений следует проводить на основании
сопоставления измеренных величин по 4.3.5 с требованиями, установленными 4.3.2.
Для проектируемых производств выполнение оценки на соответствие критериям 4.3.2 проводят
для прогнозируемых уровней вибрации, полученных по результатам расчета по разделу 5.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5 Расчет динамического воздействия, вызванного движением поездов метрополитена
5.1 Общие положения
5.1.1 Расчет динамического воздействия, вызванного движением поездов метрополитена,
проводят при прогнозировании ожидаемых значений вибрации в зданиях и сооружениях,
расположенных в зоне влияния существующих или проектируемых линий метрополитена, в целях
проверки их на соответствие санитарным требованиям, требованиям безопасности и надежности
функционирования высокоточного оборудования, а также при разработке конкретных технических
решений по виброзащите зданий, сооружений и верхнего строения пути (ВСП) метрополитена.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.2 Требования по проектированию и реализации защиты от динамического воздействия
линий метрополитена устанавливают для нового строительства в случае:
а) проектирования и (или) строительства зданий и сооружений в зоне влияния действующих
линий метрополитена;
Для просмотра полной версии скачайте документ
Кому будет полезно
- Проектным организациям
- Проектировщикам
- Архитекторам
- Инженерам-конструкторам
- Инженерам ОВ и ВК
- Строительно-монтажным организациям
- Строителям
- Прорабам
- Мастерам строительно-монтажных работ
- Монтажникам
- Инженерам строительного контроля
- Инженерам эксплуатирующих организаций
BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Калькуляторы
Смотреть все 11