СП 441.1325800.2019 (Изменение № 2)
Источник документа:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Основной документ
Изменения в документе
1
ИЗМЕНЕНИЕ N 2
к СП 441.1325800.2019 Защита зданий от вибрации, создаваемой железнодорожным
транспортом. Правила проектирования
ОКС 91.120.25
Дата введения 2023-01-28
УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 27 декабря 2022 г.
N 1135/пр
Содержание
Раздел 4 и его подразделы. Изложить в новой редакции:
"4 Нормирование и оценка значений и уровней вибрации и уровней звука
4.1а Общие положения
4.1 Нормирование и оценка значений и уровней вибрации и уровней звука в помещениях жилых
и общественных зданий
4.2 Нормирование и критерии оценки вибрации
4.3 Нормирование и критерии оценки звука".
Наименования подразделов 5.2, 5.3. Изложить в новой редакции:
"5.2 Расчет для этапа I
5.3 Расчет для этапа II".
Наименование приложения В. Изложить в новой редакции:
"Приложение В Справочные значения виброскорости для различных расстояний".
Дополнить наименованиями приложений Д-Ж в следующей редакции:
"Приложение Д Технические требования к подшпальным прокладкам
Приложение Е Технические требования к подбалластным матам
Приложение Ж Состав разделов проектной документации".
Введение
Первый абзац. Изложить в новой редакции:
"Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 30 марта
1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений" и содержит требования к расчету и проектированию защиты от
вибрации и структурного шума, создаваемых подвижным составом железнодорожного транспорта в
помещениях жилых и общественных зданий, расположенных в зоне влияния железнодорожных
линий.".
Дополнить третьим абзацем в следующей редакции:
"Изменение N 1 к СП 441.1325800.2019 разработано НИИСФ РААСН (руководители разработки
- д-р техн. наук И.Л.Шубин, канд. техн. наук В.А.Смирнов; исполнители - М.Ю.Смоляков, Д.Д.Малов,
Е.С.Улесикова).".
1 Область применения
Изложить в новой редакции:
"1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил распространяется на защиту от вибрации и переизлучаемого
структурного шума, создаваемых подвижным составом железнодорожного транспорта в помещениях
жилых и общественных зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния железнодорожных
линий колеи 1520 мм, предназначенных для пропуска пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч
включительно, грузовых поездов со скоростью до 120 км/ч включительно, грузовых ускоренных и
рефрижераторных со скоростью до 160 км/ч включительно, с вагонами, имеющими статические и
динамические осевые нагрузки, а также температурный диапазон эксплуатации по СП 119.13330.
1.2 Настоящий свод правил допускается применять также при оценке воздействия и
проектировании защиты от вибрации и структурного шума, создаваемых движением пассажирских
поездов со скоростью до 250 км/ч включительно.
1.3 Положениями настоящего свода правил допускается пользоваться при исследовании
воздействия высокоскоростных подвижных составов, движущихся со скоростью до 400 км/ч
включительно, в рамках научно-технического сопровождения проектирования и строительства.".
2 Нормативные ссылки
Изложить в новой редакции:
"2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 11722-78 Резина пористая. Метод определения остаточного сжатия
2
ГОСТ 12248.3-2020 Грунты. Определение характеристик прочности и деформируемости
методом трехосного сжатия
ГОСТ 12248.9-2020 Грунты. Определение характеристик прочности и деформируемости
мерзлых грунтов методом одноосного сжатия
ГОСТ 12248.10-2020 Грунты. Определение характеристик деформируемости мерзлых грунтов
методом компрессионного сжатия
ГОСТ 17168-82 (СТ СЭВ 1807-79) Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие
технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17177-94 Материалы и изделия строительные теплоизоляционные. Методы испытаний
ГОСТ 18268-2017 (ISO 1856:2000) Пластмассы ячеистые эластичные. Метод определения
относительной остаточной деформации при сжатии
ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения
ГОСТ 27242-87 (СТ СЭВ 5554-86) Вибрация. Виброизоляторы. Общие требования к испытаниям
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 31185-2002 (ИСО 10815:1996) Вибрация. Измерения вибрации внутри железнодорожных
туннелей при прохождении поездов
ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка
ее воздействия на человека. Общие требования
ГОСТ 31191.2-2004 (ИСО 2631-2:2003) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка
ее воздействия на человека. Часть 2. Вибрация внутри зданий
ГОСТ 31319-2006 (ЕН 14253:2003) Вибрация. Измерение общей вибрации и оценка ее
воздействия на человека. Требования к проведению измерений на рабочих местах
ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и
определения
ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения
ГОСТ 34100.1-2017/ISO/IEC Guide 98-1:2009 Неопределенность измерения. Часть 1. Введение в
руководства по выражению неопределенности измерения
ГОСТ 34100.3-2017/ISO/IEC Guide 98-3:2008 Неопределенность измерения. Часть 3.
Руководство по выражению неопределенности измерения
ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 34759-2021 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на
железнодорожный путь и методы испытаний
ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
ГОСТ Р 52892-2007 Вибрация и удар. Вибрация зданий. Измерение вибрации и оценка ее
воздействия на конструкцию
ГОСТ Р 53188.1-2019 Государственная система обеспечения единства измерений. Шумомеры.
Часть 1. Технические требования
ГОСТ Р 53963.1-2010 Вибрация. Измерения вибрации сооружений. Требования к средствам
измерений
ГОСТ Р 53964-2010 Вибрация. Измерения вибрации сооружений. Руководство по проведению
измерений
ГОСТ Р 56353-2022 Грунты. Методы лабораторного определения динамических свойств
дисперсных грунтов
ГОСТ Р 56729-2015 (EN 14313:2009) Изделия из пенополиэтилена теплоизоляционные
заводского изготовления, применяемые для инженерного оборудования зданий и промышленных
установок. Общие технические условия
ГОСТ Р 59701.1-2022 (ИСО 8041-1:2017) Вибрация. Средства измерений общей и локальной
вибрации. Часть 1. Виброметры общего назначения
ГОСТ Р 59940-2021 Системы виброизоляции зданий и сооружений. Методы испытаний
вибродемпфирующих материалов
ГОСТ Р 70258-2022 Маты подбалластные для виброизоляции конструкции верхнего строения
пути. Методы испытаний
ГОСТ Р 70261-2022 Прокладки подшпальные для виброизоляции конструкции верхнего
строения пути
ГОСТ Р ИСО 2017-1-2011 Вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 1. Технические
данные для применения систем виброизоляции
ГОСТ Р ИСО 2017-2-2011 Вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 2. Технические
данные для применения систем виброизоляции для железнодорожного транспорта
ГОСТ Р ИСО 2017-3-2016 Вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 3. Технические
данные для применения систем виброизоляции при строительстве новых зданий
ГОСТ Р ИСО 2041-2012 Вибрация, удар и контроль технического состояния. Термины и
определения
ГОСТ Р ИСО 10137-2016 Основы расчета строительных конструкций. Эксплуатационная
3
надежность зданий в условиях воздействия вибрации
ГОСТ Р ИСО 10846-1-2010 Вибрация. Измерения виброакустических передаточных
характеристик упругих элементов конструкций в лабораторных условиях. Часть 1. Общие принципы
измерений
ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007 Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового
транспорта. Часть 1. Общее руководство
ГОСТ Р ИСО 18437-1-2014 Вибрация и удар. Определение динамических механических свойств
вязкоупругих материалов. Часть 1. Общие принципы
СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов
защиты
СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 26.13330.2012 "СНиП 2.02.05-87 Фундаменты машин с динамическими нагрузками" (с
изменением N 1)
СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума" (с изменениями N 1, N 2)
СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" (с изменением N 1)
СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные" (с
изменениями N 1, N 2)
СП 267.1325800.2016 Здания и комплексы высотные. Правила проектирования (с изменением N
1)
СП 271.1325800.2016 Системы шумоглушения воздушного отопления, вентиляции и
кондиционирования воздуха. Правила проектирования
СП 465.1325800.2019 Здания и сооружения. Защита от вибрации метрополитена. Правила
проектирования
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие
ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по Техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по
ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по
состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя
"Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана
недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с
учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который
дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным
выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный
документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на
которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если
ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил
целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
".
3 Термины и определения
Первое предложение. Изложить в новой редакции:
"В настоящем своде правил применены термины по СП 51.13330, СП 119.13330, СП 122.13330,
ГОСТ Р ИСО 2041, ГОСТ 24346, ГОСТ Р ИСО 14837-1, ГОСТ 34056, ГОСТ Р 52892, ГОСТ 34530,
СанПиН 1.2.3685, а также следующие термины с соответствующими определениями:".
Дополнить раздел пунктами 3.4-3.8 в следующей редакции:
"3.4 здание: Результат строительства, представляющий собой объемную строительную
систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети
инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и
предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения
продукции или содержания животных.
3.5 зона влияния железнодорожной линии: Зона, за пределами которой вибрация (и
переизлучаемый структурный шум) от движения железнодорожных поездов не выделяется над
уровнем фоновой вибрации.
3.6 помещение: Часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и
ограниченная строительными конструкциями.
3.7 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором предусмотрено
пребывание людей непрерывно в течение более 2 ч.
3.8 сооружение: Результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или
линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части,
состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и
предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения
4
продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.".
4 Общие положения
Изложить наименование раздела в новой редакции:
"4 Нормирование и оценка значений и уровней вибрации и уровней звука".
Первый абзац. Изложить в новой редакции:
"4.1а Общие положения
4.1.1а Настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которыми следует
руководствоваться при проектировании и реализации защиты от вибрации и структурного шума
железнодорожных линий, выполнении расчетов по оценке степени вибрационного и шумового
дискомфорта и при разработке мероприятий для обеспечения допустимых значений и уровней
вибрации и уровней звука, регламентируемых СанПиН 1.2.3685.".
Второй абзац. Изложить в новой редакции:
"4.1.2а Физико-механические свойства грунтов приведены в приложении А; требования к
проведению натурных измерений вибрации грунта при прохождении поездов - в приложении Б;
справочные значения виброскорости, измеренные на различных расстояниях, - в приложении В;
параметры, по которым можно оценивать влияние вибрации на осадки здания, - в приложении Г.".
Третий абзац. Заменить слово: "Положения" на "4.1.3а Положения".
Четвертый абзац. Заменить слово: "Категории" на "4.1.4а Категории".
Таблица 4.1. Изложить в новой редакции:
"Таблица 4.1 - Классификация поездов
Категория поезда
Тип поезда
Максимальная расчетная
скорость, км/ч
1
Пассажирский поезд с локомотивной тягой
200
2
Грузовой поезд, в том числе контейнерный и
рефрижераторный
160
3
Электропоезд
130
4
Высокоскоростной поезд
250
Примечание - Допускается корректировка скоростей поездов в сторону в зависимости от их
технических возможностей.
".
Подраздел 4.1. Наименование. Изложить в новой редакции:
"4.1 Нормирование и оценка значений и уровней вибрации и уровней звука в
помещениях жилых и общественных зданий".
Пункты 4.1.1, 4.1.2. Изложить в новой редакции:
"4.1.1 Требования к нормированию значений и уровней вибрации и уровней звука в помещениях
жилых и общественных зданий устанавливают в соответствии с СанПиН 1.2.3685. Выбор
нормируемых параметров и допустимых значений осуществляют с учетом характера
нормируемого фактора.
4.1.2 Требования к нормированию значений и уровней производственной вибрации и шума для
рабочих мест устанавливают в соответствии с СанПиН 1.2.3685 для рабочей смены с учетом времени
воздействия нормируемого фактора.".
Пункт 4.1.4. Примечание. Изложить в новой редакции:
"Примечание - В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14837-1 вибрация и структурный шум на объекте
воздействия наблюдаются в диапазоне частот приблизительно от 1 до 250 Гц. Для некоторых видов
грунта (например, скальной породы), а также при наличии жесткой связи между зданием и
конструкцией верхнего строения пути, например, тоннелем (при прохождении железнодорожного пути
в тоннеле), особенно если здание расположено на небольшом расстоянии от оси пути, фундамент
здания и скальную породу разделяет только тонкий слой грунта, существенной может оказаться
вибрация на более высоких частотах.".
Пункты 4.1.5, 4.1.6. Изложить в новой редакции:
"4.1.5 С нормативными значениями сравнивают оценочные значения нормируемых параметров
вибрации и структурного шума, определенные для жилых помещений и помещений общественных
зданий за время оценки, равное 16 ч дневного времени и 8 ч ночного времени, а для рабочих мест за
восьмичасовую смену - с учетом графика движения поездов.
5
4.1.6 При наличии в проектируемом здании собственных источников вибрации требования к
значениям и уровням вибрации и уровням структурного шума для него и железнодорожных линий
следует устанавливать из условия обеспечения нормативных параметров по 4.3, 4.4 для суммарных
значений вибрации и структурного шума.".
Дополнить пунктами 4.1.7, 4.1.8 в следующей редакции:
"4.1.7 Нормирование и критерии оценки воздействия вибрации на конструкцию зданий,
рассчитанных на статические нагрузки без предъявления специальных требований в отношении
устойчивости к воздействию динамических сил и расположенных в зоне влияния железнодорожной
линии (в том числе при расположении железнодорожного пути в составе рассматриваемого здания),
проводят по ГОСТ Р 52892 (для объектов, удовлетворяющих требованиям раздела 1 ГОСТ Р
52892-2007).
4.1.8 Нормирование и критерии оценки воздействия вибрации на оборудование и
технологические процессы, расположенные в зданиях и сооружениях, попадающих в зону влияния
железнодорожной линии, проводят в соответствии с положениями СП 465.1325800.2019 (подраздел
4.3).
Примечание - Нормирование и критерии оценки в данном пункте распространяют на
чувствительное к вибрации оборудование, то есть оборудование и технологические процессы, при
наличии внешнего динамического возмущения способные снизить свою точность или привести к
браку изделия. К такому оборудованию относят в том числе оборудование, приведенное в [7].".
Пункт 4.2.1. Изложить в новой редакции:
"4.2.1 В качестве нормируемых значений и уровней непостоянной вибрации, создаваемой
поездами железнодорожных линий в помещениях жилых и общественных зданий, принимают
эквивалентное и максимальное корректированные значения виброскорости , , м/с, или
их логарифмические уровни , , дБ.
Допустимые значения и уровни вибрации , , , в
помещениях жилых и общественных зданий следует принимать в соответствии с таблицей 4.2.
Таблица 4.2 - Допустимые значения вибрации в помещениях жилых и общественных зданий
Помещение
Время суток
Допустимые эквивалентные и максимальные корректированные значения
виброскорости и их логарифмические уровни по осям X, Y, Z
,
м/с
,
м/с
,
дБ
,
дБ
Жилое (дневное
время)
с 7 до 23 ч
0,63
2,0
62
72
с 23 до 7 ч
0,35
1,1
57
67
Палаты
медицинских
с 7 до 23 ч
0,44
1,4
59
69
организаций
стационарного типа
и санаториев
с 23 до 7 ч
0,25
0,8
54
64
Административно-
управленческое
-
0,90
2,8
65
75
Помещения
общеобразо-
вательных и
образовательных
организаций,
читальных залов
библиотек
-
0,63
2,0
62
72
".
Пункты 4.2.3, 4.2.4. Изложить в новой редакции:
"4.2.3 В соответствии с СанПиН 1.2.3685 в качестве нормируемого параметра непостоянной
вибрации, создаваемой поездами железнодорожных линий на рабочих местах в общественных
6
зданиях, принимают эквивалентное корректированное виброускорение за восьмичасовую рабочую
смену , м/с , или его логарифмический уровень , дБ. Предельно допустимые значения
нормируемых параметров , на рабочих местах в общественных зданиях следует
принимать в соответствии с таблицей 4.3.
Таблица 4.3 - Предельно допустимые значения вибрации на рабочих местах общественных зданий
Предельно допустимые значения виброускорений и их логарифмические уровни по осям
X, Y
Z
, м/с
, дБ
, м/с
, дБ
0,0099
80
0,014
83
4.2.4 Значения и уровни нормируемых параметров следует определять посредством измерений
с помощью интегрирующих цифровых приборов с использованием записи истории процесса или
расчетом по значениям в семи октавных полосах частот 1; 2; 4; 8; 16; 31,5; 63 Гц по формулам:
, (4.1)
, (4.2)
, (4.3)
, (4.4)
где и - значения эквивалентной (максимальной) виброскорости, м/с, и ее уровня, дБ, в i-й
октавной полосе;
и - значения эквивалентного виброускорения, м/с , и его уровня, дБ, в i-й
октавной полосе;
, - значения функции частотной коррекции и ее уровня, дБ, для среднегеометрической
частоты i-й октавной полосы.
Значения функций частотной коррекции и их уровней принимают по таблице 4.4.
Таблица 4.4 - Функции частотной коррекции
,
Значение функции частотной коррекции
Гц
для виброскорости по осям
для виброускорения по осям
X, Y
Z
X, Y
Z
X, Y, Z
, дБ
, дБ
, дБ
, дБ
, дБ
1
0,5
-6
0,045
-25
1,0110
0,10
0,4820
-6,33
0,833
-1,59
2
0,9
-1
0,16
-16
0,8900
-1,01
0,5310
-5,49
0,932
-0,61
4
1
0
0,45
-7
0,5120
-5,82
0,9670
-0,29
0,818
-1,74
8
1
0
0,9
-1
0,2530
-11,93
1,0360
0,31
0,582
-4,70
16
1
0
1
0
0,1266
-17,95
0,7743
-2,22
0,337
-9,44
7
31,5
1
0
1
0
0,0630
-24,01
0,4031
-7,89
0,176
-15,09
63
1
0
1
0
0,0295
-30,62
0,1857
-14,62
0,0834
-21,58
Примечание - Для виброскорости значения и приняты по СанПиН 1.2.3685 для виброускорения
по ГОСТ 31191.1 и ГОСТ Р 59701.1-2022 (приложение В).
".
Дополнить пунктом 4.2.5 в следующей редакции:
"4.2.5 При необходимости могут быть установлены более строгие требования по уровням
вибрации для различных категорий жилых и общественных помещений. Соответствующие показатели
приведены в приложении Д. Такие требования должны быть указаны в техническом задании (или
задании на проектирование) или в задании на проведение оценки виброакустического воздействия.
Примечание - При необходимости допускается проводить дополнительную оценку
чувствительности к вибрации в соответствии с ГОСТ 31191.1-2004 (приложение С).".
Подраздел 4.3. Наименование. Изложить в новой редакции:
"4.3 Нормирование и критерии оценки звука".
Пункт 4.3.1. Изложить в новой редакции:
"4.3.1 В соответствии с СанПиН 1.2.3685 в качестве нормируемых параметров непостоянного
структурного шума, создаваемого поездами железнодорожных линий в помещениях жилых и
общественных зданий и на рабочих местах общественных зданий, принимают эквивалентный (по
энергии) и максимальный уровни звука, дБА. Допустимые и предельно допустимые
значения и уровни звука и следует принимать в соответствии с таблицей 4.5.".
Таблица 4.5. Наименование. Изложить в новой редакции:
"Таблица 4.5 - Допустимые и предельно допустимые уровни звука".
Головка таблицы. Изложить в новой редакции:
"
Место оценки
Значения уровней звукового давления
Время суток
, дБА
, дБА
".
Примечание. Изложить в новой редакции:
"Примечание - Данные настоящей таблицы соответствуют допустимым и предельно
допустимым уровням, установленным в СанПиН 1.2.3685-21 (пункт 34, таблица 5.35) и СП
51.13330.2011 (таблица 1).".
Пункт 4.3.3. Первый абзац. Изложить в новой редакции:
"4.3.3 Значение нормируемых параметров следует определять или посредством измерений с
помощью интегрирующих приборов, содержащих частотную коррекцию А шумомера, или расчетом по
значениям уровней звукового давления в октавных полосах частот с 16; 31,5; 63; 125; 250; 500
Гц (при условии превышения значений параметров вибрации в указанных полосах в месте их задания
над соответствующими параметрами фоновой вибрации более чем в два раза (на 6 дБ)) по
формуле".
Формула (4.5). Экспликация. Пояснение к величине . Изложить в новой редакции:
" - значение частотной коррекции A шумомера, дБ, для среднегеометрической частоты i-й
октавной полосы, принимаемое для рассматриваемых октавных полос по таблице 4.6 согласно ГОСТ
Р 53188.1.".
Таблица 4.6. Изложить в новой редакции:
"Таблица 4.6 - Частотная коррекция A шумомера
Среднегеометрическая частота
, Гц
16
31,5
63
125
250
500
Частотная коррекция , дБ
-56,7
-39,4
-26,2
-16,1
-8,6
-3,2
8
".
Дополнить пунктами 4.3.4, 4.3.5 в следующей редакции:
"4.3.4 Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах приведены в таблице 4.7.
При сокращенном рабочем дне (менее 40 ч в неделю) предельно допустимые уровни применяются
без изменения.
Таблица 4.7 - Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах
Эквивалентные уровни звукового давления, дБ, в октавных
полосах со среднегеометрическими частотами, Гц
Эквивалентный
общий уровень
звукового
Максимальный
текущий общий
уровень
2
4
8
16
давления, дБ
инфразвука, дБ
100
95
90
85
100
120
4.3.5 При необходимости могут быть установлены более строгие требования по уровням шума
в помещениях жилых и общественных зданий, а также в помещениях с размещением чувствительных
процессов и оборудования. Соответствующие требования должны быть указаны в техническом
задании (или задании на проектирование) или в задании на проведение оценки виброакустического
воздействия.".
5 Прогноз вибрации, вызванной движением железнодорожных поездов
Пункты 5.1.1-5.1.5. Изложить в новой редакции:
"5.1.1 Расчет вибрации от движения железнодорожных поездов проводят при прогнозировании
ожидаемых значений вибрации в зданиях и сооружениях, расположенных в зоне влияния
существующих или проектируемых железнодорожных линий, в целях проверки их соответствия
санитарным требованиям или иным техническим требованиям, регламентирующим
(ограничивающим) допускаемые уровни вибрации, а также при разработке конкретных технических
решений по виброзащите зданий, сооружений и верхнего строения железнодорожного пути.
Примечание - В соответствии с ГОСТ 27751 расчеты вибрационного и шумового воздействия
относят к расчетам по второй группе предельных состояний.
5.1.2 Требования по проектированию и реализации защиты от вибрации железнодорожных
линий устанавливают для нового строительства в случае:
а) проектирования и (или) строительства зданий в зоне влияния действующих
железнодорожных линий;
б) проектирования и (или) строительства зданий в зоне влияния проектируемых или
строящихся (реконструируемых) железнодорожных линий.
5.1.3 Требования по оценке степени вибрационного и шумового дискомфорта, воздействия
вибрации на здание, сооружение и размещаемое в нем технологическое оборудование
устанавливают для существующих зданий и сооружений:
а) при оценке воздействия действующей железнодорожной линии на здания и сооружения;
б) оценке воздействия действующей железнодорожной линии в случае изменения категории
или интенсивности обращения по ней подвижного состава на здания и сооружения;
в) оценке воздействия проектируемой (реконструируемой) железнодорожной линии на здания и
сооружения.
Примечание - При проектировании второго (и последующих) путей в случае реконструкции
(расширения) железнодорожной линии следует руководствоваться положениями перечисления в)
5.1.3, при этом влияние от действующей линии учитывают по результатам прямых измерений на
месте или расчета, а влияние нового пути - по результатам прогноза, выполненного в соответствии с
положениями настоящего свода правил.
5.1.4 Ориентировочное значение ширины зоны (полосы) влияния, считая от оси крайнего
(внешнего) пути, составляет, м, не более:
200 - для железной дороги с обращением грузовых поездов;
60 - для железной дороги без обращения грузовых поездов.
Ориентировочное значение ширины зоны (полосы) влияния, считая от оси крайнего (внешнего)
пути, для железнодорожных тоннелей составляет до 40 м.
5.1.5 Оценку вибрации от движения железнодорожных поездов в жилых, административных и
общественных помещениях, палатах медицинских организаций стационарного типа, санаториях,
общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях необходимо проводить в
соответствии с 4.2.
9
Оценку динамического воздействия от движения поездов на несущую способность зданий и
сооружений необходимо проводить в соответствии с 4.1.7.
Оценку динамического воздействия от движения поездов на размещаемое технологическое
оборудование и производственные процессы необходимо проводить в соответствии с 4.1.8.".
Пункт 5.1.6. Первый абзац. Изложить в новой редакции:
"5.1.6 Определяемыми параметрами вибрации в соответствии с настоящим сводом правил
являются:
- оценочные эквивалентные и максимальные значения виброскорости и , м/с, и
оценочные эквивалентные значения виброускорения , м/с , на рабочих местах общественных
зданий в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами 1-250 Гц;
- оценочные среднеквадратические и пиковые значения виброскорости, и , м/с,
соответственно в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами 1-100 Гц;
- оценочные эквивалентные и максимальные корректированные значения виброскорости
и , м/с, и оценочные эквивалентные корректированные значения виброускорения
, м/с , на рабочих местах общественных зданий.".
После первого абзаца дополнить примечанием и абзацами в следующей редакции:
"Примечание - В соответствии с СанПиН 1.2.3685 вибрацию оценивают в диапазоне частот 1-80
Гц (октавные полосы со среднегеометрическими частотами 1-63 Гц). Значения уровней вибрации в
октавных полосах со среднегеометрическими частотами 125 и 250 Гц используют для оценки
структурного шума.
Связь между уровнем виброскорости , дБ, и уровнем виброускорения , дБ, в октавной
полосе со среднегеометрической частотой , Гц, определяется соотношением
.
Связь между уровнем виброскорости , дБ, и уровнем виброперемещения , дБ, в
октавной полосе со среднегеометрической частотой , Гц, определяется соотношением
.
".
Пункт 5.1.7. Второй абзац. Изложить в новой редакции:
"При проверке условий (5.3) в качестве ожидаемых значений вибрации в оцениваемом здании и
сооружении принимать значения, рассчитанные на поверхности грунта в месте расположения
фундамента проектируемого здания, не допускается.".
Пункты 5.1.8, 5.1.9. Изложить в новой редакции:
"5.1.8 В случае, когда прогнозируемые значения вибрации превышают допустимые значения,
т.е. имеет место нарушение условий (5.3), следует предусматривать специальные виброзащитные
мероприятия и устройства:
- виброизоляция верхнего строения пути в соответствии с разделом 7;
- виброизоляция зданий и сооружений, в том числе устройство систем акустической защиты, в
соответствии с разделом 8;
- изменение скорости, интенсивности движения и категории подвижных составов;
- иные организационные мероприятия (ограничение движения подвижных составов в ночное
время, выбор для перемещения грузовых поездов, наиболее удаленных относительно приемника
воздействия путей, обточка колесных пар, устройство бесстыковых участков пути напротив приемника
воздействия, смазка головки рельса, увеличение расстояния между источником и приемником
вибрации).
Выбор средств защиты от вибрации и переизлучаемого структурного шума проводят с учетом
их эффективности и экономической целесообразности.
Примечания
1 Перечисленные мероприятия следует предусматривать в случае превышения требований по
структурному шуму.
2 В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14837-1 наиболее эффективным способом виброизоляции
является виброизоляция "в источнике", т.е. применение виброзащитной конструкции верхнего
строения пути.
3 В качестве дополнительных мероприятий по снижению вибрации в зданиях и сооружениях,
попадающих в зону влияния железнодорожной линии, допускается рассматривать изменение свойств
грунта и устройство барьерных ограждений (например, по технологии "стена в грунте"). Обоснование
их эффективности по снижению динамического воздействия выполняют в рамках
10
научно-технического сопровождения проектирования и строительства.
5.1.9 Прогноз вибрации в зданиях и сооружениях, попадающих в зону влияния железной дороги,
осуществляют в два этапа.
5.1.9.1 Этап I. При оценке воздействия вибрации, создаваемой железнодорожным транспортом,
на здания и сооружения, располагаемые в зоне влияния путей, на этапе разработки проектной
документации (или в случае разработки тома обоснования инвестиций) следует пользоваться
требованиями 5.2.
В этом случае определяют уровни вибрации в помещениях зданий и сооружений и проводят их
оценку на соответствие разделу 4.
5.1.9.2 Этап II. В случае наличия по результатам расчета по 5.1.9.1 незначительных (до 1 дБ в
низкочастотной области (ниже октавной полосы со среднегеометрической частотой 31,5 Гц)
нормируемого диапазона), существенных (свыше 20 дБ в октавной полосе со среднегеометрической
частотой 16 Гц) превышений уровней вибрации, полученных по результатам расчета по методике 5.2,
а также для более детального проектирования систем виброизоляции пути или здания следует
руководствоваться требованиями 5.3.
Примечание - Расчет по этапу II (5.1.9.2) выполняют после выполнения расчета по этапу I
(5.1.9.1), если иное не указано в техническом задании (или задании на проектирование).".
Пункт 5.1.10. Первый абзац. Изложить в новой редакции:
"Динамические характеристики грунтов, необходимые для расчета величин вибрации в зданиях,
определяют в процессе геологических изысканий или на основе лабораторных динамических
испытаний по ГОСТ 12248.3, ГОСТ 12248.9, ГОСТ 12248.10, ГОСТ Р 56353 или прямых измерений на
месте (методика приведена в [6]).".
Второй абзац. Перечисление в). Изложить в новой редакции:
"в) коэффициент потерь на частоте 10 и 30 Гц;".
Дополнить пункт после пятого (последнего) абзаца примечаниями в следующей редакции:
"Примечания
1 В рамках технического задания (или задания на проектирование) может быть внесено
требование о предоставлении параметров динамического модуля упругости и модуля сдвига на
других частотах из ряда 1, 2, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 100 Гц в случае, если доминирующие
частоты динамического воздействия для данных категорий подвижного состава и типа ВСП
выделяются для более низких частот. При этом динамические параметры грунтов должны быть
определены для минимум двух частот из указанного ряда.
2 Динамические параметры по д), е) могут быть получены из а), б) и, наоборот, по методике [6].
Достаточным для расчетов является задание каких-либо двух параметров: а), б) либо д), е).".
Пункт 5.1.11. Последний абзац. Изложить в новой редакции:
"Влияние вибрации на осадки здания допускается оценивать с учетом таблицы Г.1 настоящего
свода правил и подраздела 6.14 СП 22.13330.2016.".
Подраздел 5.2. Наименование. Изложить в новой редакции:
"Расчет для этапа I".
Подпункт 5.2.1.1. Первый абзац. Изложить в новой редакции:
"5.2.1.1 Прогнозирование значений виброскорости в зданиях и сооружениях и подбор
виброзащитных мероприятий проводят в такой последовательности:".
Перечисление а). Дополнить слова: "строения пути" сокращением: "(ВСП)".
Перечисление б). Изложить в новой редакции:
"б) задают или определяют исходное для расчета геологическое строение верхней части грунта
основания земляного полотна: число и толщины слагающих слоев верхней части грунта общей
толщиной м, где h - удвоенная ширина балластной призмы, при этом 12 м;".
Перечисление з). Изложить в новой редакции:
"з) в случае нарушения условий (5.3) осуществляют подбор и проектирование виброзащитных
мероприятий по 5.1.8;".
Дополнить подпункт абзацем в следующей редакции:
"Расчет выполняют с учетом требований ГОСТ 27751.".
Подпункт 5.2.1.2. Экспликация к формуле (5.4). Определение . Изложить в новой
редакции:
" - частотно-зависимая функция, учитывающая наличие систем виброизоляции (в
конструкции ВСП, в здании или на пути распространения колебательного воздействия от конструкции
пути до здания). В случае ее отсутствия принимается равной единице в заданном частотном
диапазоне;".
Подпункт 5.2.1.4. Изложить в новой редакции:
"5.2.1.4 При движении поездов в тоннелях расчет допускается выполнять по методике СП
465.1325800, установленной при наличии исходной информации: скорости колебаний лотка и обделки
тоннеля для категорий поездов, движущихся по данной линии. Исходные данные определяют на
Для просмотра полной версии скачайте документ
Кому будет полезно
- Проектным организациям
- Проектировщикам
- Архитекторам
- Инженерам-конструкторам
- Инженерам ОВ и ВК
- Строительно-монтажным организациям
- Строителям
- Прорабам
- Мастерам строительно-монтажных работ
- Монтажникам
- Инженерам строительного контроля
- Инженерам эксплуатирующих организаций
BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Калькуляторы
Смотреть все 11