Мы используем файлы cookies, чтобы стать для вас лучше. Подробнее…

Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих файлов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс. Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Просим внимательно ознакомиться с Политикой обработки персональных данных.

Хорошо
Язык:

Обращаем внимание, что перевод страницы выполнен с использованием средств автоматического перевода, в следствии чего может содержать неточноcти.

Согласен(на)
Интернет-магазин
Горячая линия 8 800 600-05-65
Для проектировщиков 8 800 350-99-85
Добавьте системы и материалы в сравнение
ДокументыНормативные документыСП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты. Правила проектирования и строительства

СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты. Правила проектирования и строительства

Документ  PDF
987.82 КБ
Номер документа: СП 313.1325800.2017
1
СП 313.1325800.2017
СВОД ПРАВИЛ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ В РАЙОНАХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ
Правила проектирования и строительства
Roads in eternal permafrost regions. Rules of design and construction
МКС 93.080.01
Дата введения 2018-06-15
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной
политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации инстрой
России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации от 14 декабря 2017 г. N 1669/пр и введен в действие с 15 июня 2018 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
(Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра амены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление
будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика
(Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 30 мая 2022 г. N 430/пр c
30.05.2022
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
Введение
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ техническом регулировании" [1], от 22 июня 2008 г*. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности" [2], от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и
сооружений" [3], от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [4] и
постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 767 классификации
автомобильных дорог в Российской Федерации" [11].
________________
2
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 22.07.2008 г., здесь и далее по тексту. - Примечание
изготовителя базы данных.
Настоящий свод правил разработан авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"
(руководитель темы - д-р техн. наук Л.А.Андреева, канд. техн. наук А.Г.Колчанов, инженеры И.П.Потапов,
А.В.Багинов) при участии ОАО "ДАЛЬГИПРОТРАНС", ФГБУ "ИНСТИТУТ КРИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ", ФГБОУ ВО
"СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНАЯ АКАДЕМИЯ (СИБАДИ), ФГБОУ ВО "ДВГУПС",
Института мерзлотоведения им.П.И.Мельникова СО РАН, ООО "ЦЛИТ", ООО "УЛЬТРАСТАБ".
1 Область применения
Настоящий свод правил предназначен для изысканий, проектирования и строительства автомобильных
дорог в районах вечной мерзлоты .
_______________
Здесь и далее по тексту под термином "вечная мерзлота" подразумевается "многолетнемерзлая".
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к
воздуху рабочей зоны
ГОСТ 17.4.3.02-85 Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при
производстве земляных работ
ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель
ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия
ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости
ГОСТ 17177-94 Материалы и изделия строительные теплоизоляционные. Методы испытаний
ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и
технические требования
ГОСТ 30256-94 Материалы и изделия строительные. Метод определения теплопроводности
цилиндрическим зондом
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы
нагружения и габариты приближения
СП 25.13330.2012 "СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах" изменением N
1)
СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" (с изменением N 1)
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменением N 1)
СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы" (с изменением N 1)
3
СП 46.13330.2012 "СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы" (с изменением N 1)
СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги" (с изменением N 1)
СП 99.13330.2016 "СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и
других сельскохозяйственных предприятиях и организациях"
СП 288.1325800.2016 "Дороги лесные. Правила проектирования и строительства"
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных
документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа
исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному указателю "Национальные
стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного
информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на
который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с
учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана
датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом
утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который
дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это
положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без
замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту
ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверять в Федеральном информационном фонде
стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил приняты следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
болота I типа: Заполненное болотными грунтами, прочность которых в природном состоянии
обеспечивает возможность возведения насыпи высотой не более 3 м без возникновения процесса бокового
выдавливания слабого грунта.
[СП 34.13330]
3.2
болота II типа: Содержащее в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который может
выдавливаться при некоторой интенсивности возведения насыпи высотой не более 3 м, но не
выдавливается при меньшей интенсивности возведения насыпи.
[СП 34.13330]
3.3
болота III типа: Содержащее в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который при
возведении насыпи высотой не более 3 м выдавливается независимо от интенсивности возведения насыпи.
[СП 34.13330]
3.4 бугры пучения: Мерзлотные формы рельефа округлой формы, образующиеся при промерзании сильно
увлажненных горных пород и увеличении их объема вследствие локального накопления льда.
3.5 многолетняя мерзлота: Часть криолитозоны, характеризующаяся отсутствием периодического
4
протаивания.
3.6 вертикальная зональность: Закономерное изменение природных комплексов и составляющих их
компонентов как в высоту, так и в глубину.
3.7 сухомерзлый грунт: Песчаные грунты с суммарной влажностью не более 6%, гравийно-песчаные
грунты с влажностью заполнителя не более 6%. Прочность на сдвиг при температуре минус 0,8°С до 0,5 МПа не
превышает усилий резания серийными землеройными транспортными машинами; их прочность на
раздавливание - не более 1 МПа.
3.8
сыпучемерзлый грунт: Крупнообломочный и песчаный грунты, имеющие отрицательную
температуру, но не сцементированные льдом.
[ГОСТ 25100-2011, статья 3.40]
3.9
мерзлый грунт: Грунт, имеющий отрицательную или нулевую температуру, содержащий в своем
составе видимые ледяные включения и (или) лед-цемент и характеризующийся криогенными структурными
связями. Многолетнемерзлый грунт - грунт, находящийся в мерзлом состоянии постоянно в течение трех и
более лет. Сезонномерзлый грунт - грунт, находящийся в мерзлом состоянии периодически в течение
холодного сезона.
[ГОСТ 25100-2011, статья 3.19]
3.10
грунт многолетнемерзлый (perennially frozen ground), синоним - грунт вечномерзлый (permafrost
ground): Грунт, находящийся в мерзлом состоянии постоянно в течение трех и более лет.
[СП 25.13330.2012, пункт А.3 приложения А]
3.11
просадочный грунт: Грунт, который под действием нагрузки, соответствующей весу вышележащей
толщи грунта, при замачивании водой претерпевает вертикальную деформацию (просадку) и имеет
относительную деформацию просадки 0,01.
[ГОСТ 25100-2011, статья 3.33]
3.12
скальный грунт: Грунт, имеющий жесткие структурные связи кристаллизационного и/или
цементационного типа.
[ГОСТ 25100-2011, статья 3.38]
3.13
5
пластично-мерзлый грунт: Дисперсный грунт, сцементированный льдом, обладающий
вязко-пластичными свойствами и сжимаемостью под внешней нагрузкой.
[ГОСТ 25100-2011, статья 3.29]
3.14 сильнопросадочный грунт (сильнольдистый): Грунт, содержащий более 50% льда.
3.15 закюветные полки: Площадки, предназначенные для сбора и предотвращения попадания
осыпавшегося грунта в кюветы - водосборные канавы по бокам дорожного полотна.
3.16 мари: Болотистые пространства, покрытые редкостойными угнетенными лиственничными лесами,
перемежающимися с участками безлесных болот.
3.17 наледь: Лед, образованный выходом на поверхность воды.
3.18 надмерзлотные воды: Воды, нижним водоупором для которых являются многолетнемерзлые породы.
3.19 нагорные валики: Искусственные сооружения, предназначенные для перехвата воды, стекающей по
косогору к дороге, и для отвода к ближайшим искусственным сооружениям и в пониженные места рельефа.
3.20 непросадочные грунты: Грунты, просадка которых при замачивании менее 5 мм и коэффициент
просадочности которых менее 0,01.
3.21 нестабильные слои насыпи: Слои из мерзлых или талых переувлажненных грунтов, которые в
насыпи имеют степень уплотнения, не отвечающую требованиям СП 34.13330 и, вследствие чего, при оттаивании
или длительном действии нагрузок могут возникать остаточные деформации слоя.
3.22 противоналедные заборы: Сооружения, предназначенные для формирования искусственной наледи
на безопасном расстоянии от инженерного объекта путем активизации наледного процесса.
3.23 приоткосная берма: Горизонтальная или слегка наклоненная полоса (площадка), устраиваемая на
поверхности откоса насыпи или выемки с целью повышения общей устойчивости откоса и прохода машин при
производстве строительных и ремонтных работ на откосе.
3.24
солифлюкция (solifluction): Смещение (течение, оползание, соскальзывание, сплывы, оплывины)
оттаивающего переувлажненного тонкодисперсного грунта на склонах в теплое время суток года,
обусловленное сезонным промерзанием и оттаиванием.
[СП 25.13330.2012, пункт А.14 приложения А]
3.25 талик: Участок незамерзающей породы среди вечной мерзлоты, распространяющийся вглубь от
поверхности или от слоя сезонного промерзания.
3.26 термоизолирующие слои: Слои, обладающие термоизоляционными свойствами (натуральные: мох,
торф и др.).
3.27
термокарст (thermokarst): Образование просадочных и провальных форм рельефа и подземных
пустот вследствие вытаивания подземного льда или оттаивания мерзлого грунта.
[СП 25.13330.2012, пункт А.14 приложения А]
6
4 Сокращения
В настоящем своде правил приняты следующие сокращения:
- ВГММГ - Верхний горизонт многолетнемерзлых грунтов;
- ИТМ - искусственный теплоизоляционный материал на основе вспененного полистирола;
- ДКЗ - дорожно-климатическая зона;
- ММГ - многолетнемерзлые грунты.
5 Общие положения
5.1 При разработке проектов автомобильных дорог следует осуществлять инженерно-геокриологический
прогноз на основе учета изменения водно-теплового режима и снегопереноса, а также опыта строительства и
эксплуатации автомобильных дорог в районах ММГ, в котором должна быть дана оценка возможного проявления
криогенных процессов, их масштабов и интенсивности на отдельных участках проектируемых автомобильных
дорог и должны быть определены области оттаивания (промерзания) и величины деформаций осадки (пучения) в
поперечном профиле дорожных конструкций.
Принятые в проекте конструктивные и технологические решения должны быть обоснованы
теплофизическими и прочностными расчетами, выполненными в соответствии с СП 47.13330, СП 25.13330, СП
34.13330, а также требованиями, приведенными в [12-15], [21].
5.2 При проектировании автомобильных дорог с капитальными типами покрытий, особенно на сложных и
особо сложных в инженерно-геологическом отношении участках местности, необходимо предварительно
выполнить исследования температурного и влажностного режима, осуществить наблюдения за развитием
деформаций дорожных конструкций на специально организуемых постах и опытных участках.
5.3 Основными мерами, обеспечивающими устойчивость дорожных конструкций, являются:
- проектирование земляного полотна в насыпях;
- возведение земляного полотна из скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов, а при их дефиците -
из глинистых;
- применение естественных и искусственных теплоизоляционных материалов (ИТМ) в основании земляного
полотна, теле насыпей и дорожной одежде;
- применение нетканых синтетических (геотекстильных), а также других геоматериалов в основании и теле
земляного полотна, в основании дорожной одежды;
- замена переувлажненных грунтов сезоннооттаивающего слоя и льдонасыщенных подстилающих ММГ
соответственно крупнообломочными и песчаными;
- в ряде случаев для обеспечения устойчивости дорожных и мостовых конструкций необходимо применять
также методы глубинного охлаждения вечномерзлых грунтов при помощи термоопор и сезоннодействующего
охлаждающего устройства (СОУ).
5.4 Для участков с особо сложными мерзлотно-грунтовыми условиями аличие термокарста, крупных
включений подземного льда, бугров пучения, солифлюкции, наледей, подтопляемых речных пойм и
термокарстовых озер) выбранный вариант трассы должен быть обоснован технико-экономическим расчетом.
5.5 Трассирование дороги следует предусматривать по наиболее сухим участкам, на крупнообломочных
скальных, песчаных и гравелистых грунтах без ледяных прослоек и линз, по возможности, ближе к
месторождениям грунтов и дорожно-строительных материалов, пригодных для сооружения земляного полотна.
5.6 Во всех случаях целесообразно:
- обходить пониженные места (ложбины, котловины) или пересекать их по кратчайшему направлению;
- проходить через лесные массивы;
7
- обходить глубокие балки и овраги, а также жилые и производственные постройки с подветренной стороны.
Если это затруднено, трассу, по возможности, располагают с учетом направления господствующих ветров
или располагают под углом к ним менее 20°.
5.7 В горной и пересеченной местности (при выборе вариантов) предпочтение отдают водораздельным и
долинным ходам по надпойменным террасам и пологим наветренным склонам в пределах средней или верхней
трети косогора.
6 Дорожно-климатическое районирование
6.1 В I ДКЗ в соответствии с СП 34.13330 выделяются три дорожно-климатические подзоны по следующим
общим признакам, которые оказывают решающее влияние на устойчивость дорожных конструкций в данной зоне:
- вид грунта сезоннооттаивающего слоя и его влажность;
- характер распространения ММГ и их температура;
- мощность слоя сезонного оттаивания;
- среднегодовые температуры воздуха;
- рельеф местности;
- гидрология;
- величина снегопереноса.
6.2 Совокупность признаков, перечисленных в 6.1, обусловлена сочетанием климатических,
грунтово-гидрогеологических и мерзлотных особенностей и присуща в определенной степени природным
ландшафтам и рельефу земной поверхности. Поэтому для выделения границ подзон за основу взяты границы
зональных типов ландшафтов.
6.3 Карта дорожно-климатического районирования с учетом нового районирования в районах ММГ и
характеристика и границы зон подзон приведены в СП 288.1325800.
7 Изыскания автомобильных дорог
7.1 Общие требования
Инженерные изыскания на трассе автомобильных дорог выполняют в соответствии с СП 25.13330, СП
34.13330, СП 47.13330. Требования к инженерным изысканиям на трассе автомобильных дорог приведены также
в [14], [21].
8 Проектирование автомобильных дорог
8.1 Общие требования
8.1.1 Категории автомобильных дорог, а также план и продольный профиль дороги, основные параметры
поперечного профиля проезжей части и земляного полотна, пересечения и примыкания, элементы обустройства
дороги, дорожной и автотранспортной служб должны соответствовать ГОСТ Р 52398, ГОСТ Р 52748 и нормам для
дорог:
- общего пользования по СП 34.13330;
- внутрихозяйственных по СП 99.13330;
- промышленных по СП 37.13330;
8
- лесных дорог СП 288.1325800.
8.1.2 Земляное полотно, дорожную одежду, водоотводные и искусственные сооружения, в том числе
противоналедные, следует проектировать с учетом теплового и механического взаимодействия их с грунтами
естественных оснований, исходя из конструктивных особенностей, назначения и категории автомобильной
дороги, а также инженерно-геологических и мерзлотно-грунтовых условий района ее строительства.
8.1.3 Продольный профиль дороги должны разрабатывать с учетом возможных изменений водно-теплового
режима грунтов сезоннооттаивающего слоя и подстилающих ММГ, режима и высоты снежных отложений, а также
ледотермического режима водотоков, которые произойдут в результате освоения территории застройки,
эксплуатации возведенных на ней и соседних участках сооружений и зданий, устройства водоотводных канав,
подземных и наземных коммуникаций и т.д.
8.1.4 С целью повышения устойчивости дорожной одежды против пучения необходимо использовать
термоизолирующие прослойки.
8.1.5 В рабочем проекте должны быть приведены мерзлотно-грунтовые разрезы с основными данными о
характеристике и температуре грунтов до строительства и прогноз их изменения на период эксплуатации.
8.1.6 Технические средства организации дорожного движения должны быть выполнены в соответствии с
ГОСТ Р 52289.
8.1.7 Ширину полосы отвода земли под автомобильную дорогу следует принять в соответствии с [25].
8.2 Земляное полотно
8.2.1 При проектировании земляного полотна необходимо руководствоваться следующими принципами:
- 1-й принцип - обеспечение поднятия ВГММГ не ниже подошвы насыпи и сохранение его на этом уровне в
течение всего периода эксплуатации дороги. При этом надо иметь в виду, что поднятие ВГММГ до подошвы
основания насыпи или несколько выше происходит не по всей площади основания. Поэтому в данном случае
необходимо решать вопрос сохранения в мерзлом состоянии части основания, расположенной под откосом;
- 2-й принцип - допущение оттаивания грунта деятельного слоя в основании насыпи в период эксплуатации
дороги при условии ограничения осадок допустимыми пределами для конкретного типа покрытия.
Случай 2-го принципа - обеспечение предварительного оттаивания вечномерзлых грунтов и осушения
дорожной полосы до возведения земляного полотна.
8.2.2 По 1-му принципу земляное полотно необходимо проектировать в и ДКЗ на участках,
относящихся к 3-му типу местности, для которого характерна среднегодовая температура ММГ IV-V категорий
просадочности ниже минус 1,5°С. В ДКЗ проектирование по этому принципу допускается при условии
понижения среднегодовой температуры грунта ниже минус 1,5°С за счет выполнения конструктивных
технологических мероприятий.
Для повышения надежности сохранения мерзлого состояния необходимо применять аэродинамические
обтекаемые поперечные профили насыпей и выемок, которые позволяют ограничивать толщину снеговых
отложений на откосах и в пазухах и сохранять отрицательные значения среднегодового теплового баланса на
элементах поверхности грунтового массива.
Кроме того, для сохранения грунтов в мерзлом состоянии могут быть применены и другие способы:
глубинное охлаждение (СОУ, термоопоры), уположение откосов, тепловые экраны.
8.2.3 При проектировании по 1-му принципу положение ВГММГ в основании обеспечивают назначением
соответствующей высоты насыпи при применении традиционных дорожно-строительных материалов и
устройством специальных прослоек из теплоизолирующих материалов (торфа, пенополистирола, шлака и т.п.) в
основании и теле насыпи.
8.2.4 По 2-му принципу земляное полотно допускается проектировать во всех дорожно-климатических
подзонах на участках, относящихся ко 2-му и 3-му типам местности, для которых среднегодовая температура
ММГ II-III категорий просадочности ниже минус 1,5°С, а также на торфяниках IV категории просадочности с
расчетным понижением ВГММГ в период строительства и эксплуатации автомобильной дороги.
9
8.2.5 При проектировании по 2-му принципу высоту насыпи устанавливают по результатам
теплофизических расчетов и расчета суммарной осадки основания и нестабильных слоев насыпи.
8.2.6 При предварительном оттаивании грунта основания на участках, относящихся ко 2-му типу местности,
сложенных легкоосушаемыми просадочными грунтами, среднегодовая температура которых выше минус 1,5°С
допускается проектировать с частичным оттаиванием на участках 3-го типа местности, сложенных торфом
толщиной не более 1 м и или глинистым грунтом III-IV категорий просадочности, подстилаемых
малопросадочными песчаными грунтами. Принцип частичного оттаивания используют на участках
высокотемпературной многолетней мерзлоты островного распространения, когда возможно заблаговременное
оттаивание вечномерзлых грунтов и осушение дорожной полосы.
8.2.7 Принцип проектирования выбирают исходя из климатических и мерзлотно-грунтовых условий того или
иного участка трассы для назначения конструкций и руководящего возвышения бровки земляного полотна,
технологии и сроков производства работ с учетом результатов технико-экономического сравнения вариантов. Для
участков трассы с аналогичными мерзлотно-грунтовыми условиями следует выдерживать единый принцип
использования грунтов в основании земляного полотна и по возможности однотипные конструктивные решения.
8.2.8 На участке со скальными крупнообломочными и песчаными породами, не содержащими прослоек и
линз льда, в том числе с высокотемпературной многолетней мерзлотой (как правило, островного
распространения), а также на участках сезонного промерзания (подзона ДКЗ при отсутствии ММГ) земляное
полотно предусматривают по нормам ДКЗ II.
8.2.9 На участках прогнозируемых наледей в районах островного распространения ММГ (подзона ) и
глубокого сезонного промерзания земляное полотно должно устраиваться таким образом, чтобы глубина
промерзания основания насыпи не превышала промерзания грунтовой толщи в естественных условиях. При
сплошном распространении ММГ (подзона ) земляное полотно предусматривают совместно с
противоналедными устройствами (мерзлотным грунтовым поясом, водонепроницаемым экраном и др.),
активизирующими наледный процесс в удалении от полотна дороги.
8.2.10 Выемки допускается предусматривать на участках местности с благоприятными
мерзлотно-грунтовыми и гидрогеологическими условиями (скальные и щебенистые грунты) при отсутствии линз и
прослоек льда. В случае необходимости устройства выемок в сложных мерзлотно-грунтовых и
гидрогеологических условиях (напластование грунтов неоднородного состава, переменный уровень водоносных
горизонтов, проявление мерзлотных процессов, сильнопросадочные грунты) должны быть предусмотрены:
теплоизоляция откосов, конструктивные элементы из геосинтетических материалов, замена переувлажненных
пылеватых глинистых грунтов песчаными или другими несвязными материалами, термоизолирующие слои в
основании дорожной одежды, и обеспечен надежный отвод воды из выемки. Принимаемые решения
обосновывают расчетами. Мелкие выемки раскрывают или разделывают под насыпи.
В ряде случаев, особенно в условиях сильной снегозаносимости может быть использован тоннельный
вариант.
8.2.11 В зависимости от рельефа, гидрогеологических и мерзлотно-грунтовых условий поверхностные и
грунтовые надмерзлотные воды необходимо отводить от дорожного полотна за счет водоотводных канав,
нагорных мерзлотных валиков и приоткосных берм, параметры которых устанавливают расчетом.
8.2.12 На участках природных наледей земляное полотно следует проектировать:
- в насыпях с возвышением бровки над расчетной поверхностью наледи более чем на 0,5-1 м;
- в насыпях с бермой, устраиваемой с нагорной стороны;
- совместно с противоналедными устройствами.
8.2.13 Земляное полотно совместно с противоналедными устройствами (земляными валами или заборами)
необходимо проектировать на участках действующих ключевых наледей, когда можно каптировать источники и
отводить их по утепленным лоткам и канавам за пределы земляного полотна, а также на участках грунтовых
наледей объемом не более 10000 м , образующихся в пологих (уклон менее 2%) и широких логах.
8.2.14 Валы следует проектировать на основании с удалением растительного и торфяного покрова, а откос
10
нижней части вала укрепляют. Высота укрепления откоса должна быть выше расчетного уровня воды более чем
на 0,2 м.
8.2.15 При вскрытии водоносных слоев выемками перехват и отвод грунтовых и надмерзлотных вод
следует осуществлять глубокими полуоткрытыми лотками или удерживать наледь выше по склону. Когда
применение указанных мероприятий затруднено или экономически нецелесообразно, необходимо
предусматривать уширение выемок и устройство противоналедных заборов.
8.2.16 Во всех случаях при проектировании насыпей на грунтах III-V категорий просадочности должны быть
предусмотрены мероприятия, обеспечивающие наиболее возможное горизонтальное положение ВГММГ как при
его подъеме, так и при опускании по поперечному сечению земляного полотна. Наклон ВГММГ, повышающий угол
внутреннего трения (3-8°) оттаивающего грунта основания в текучем состоянии, должен быть обоснован
расчетами устойчивости [16].
8.2.17 На участках, относящихся ко 2-му типу местности и сложенных легкоосушаемыми просадочными
грунтами, среднегодовая температура которых выше минус 1,5°С (преимущественно в ДКЗ), целесообразно
предусматривать упрочнение грунтов основания за счет их предпостроечной осадки и осушения при
заблаговременном оттаивании.
8.2.18 При назначении конструкций земляного полотна и выборе принципа его проектирования следует
учитывать наличие специальных материалов (теплоизоляционных, геотекстильных) и качественных грунтов для
возведения насыпей.
8.2.19 В общем случае высоту насыпи определяют на основе расчетов на устойчивость, прочность и
снегонезаносимость. Окончательно принимают наибольшую высоту насыпи, удовлетворяющую указанным
требованиям.
8.2.20 При расчете насыпи на устойчивость максимальная прогнозируемая осадка не должна быть более
допускаемой для данного типа покрытия. Расчет устойчивости насыпи осуществляют в соответствии с
приложением Б, расчет является ориентировочным. Более точный расчет должен быть выполнен по программе с
учетом горизонтального и вертикального тепловых потоков.
8.2.21 Высоту насыпи на снегонезаносимость определяют исходя из того, что данная высота должна
превышать максимальную толщину снежного покрова в данной местности. Расчет на снегонезаносимость
осуществляют в соответствии с приложением Г.
8.2.22 Расчет дорожных конструкций на прочность осуществляют в соответствии с [18] и настоящим сводом
правил.
8.3 Грунт земляного полотна
8.3.1 Для сооружения земляного полотна необходимо использовать скальные, крупнообломочные,
песчаные и глинистые грунты. Предпочтение следует отдавать грунтам, находящимся в талом состоянии.
На участках, где насыпи проектируют с применением глинистых грунтов, необходимо предусматривать
берму с нагорной стороны или соответствующее заложение откоса и его укрепление.
8.3.2 Физико-механические свойства талых и мерзлых грунтов, используемых в конструктивных слоях
земляного полотна следует устанавливать на основании лабораторных данных. Ориентировочные значения
приведены в СП 25.13330 и СП 34.13330.
8.3.3 Скальные, крупнообломочные и песчаные грунты, а также водостойкие местные материалы (отходы
дробильно-сортировочных предприятий, хорошо обожженные породы и др.) допускаются для сооружения
земляного полотна на всех типах местности без ограничений. При этом максимальный размер ребер отдельных
камней в грунтовом массиве, укладываемом в нижнюю часть земляного полотна, не должен превышать 2/3
толщины уплотняемого слоя, а в верхней части - не более 1/3 толщины уплотняемого слоя.
8.3.4 Талые глинистые грунты, используемые для возведения земляного полотна на местности всех типов,
должны удовлетворять требованиям, приведенным в таблице В.2 приложения В.
8.3.5 Влажность талых глинистых грунтов не должна превышать значений, приведенных в СП 34.13330.
Для просмотра полной версии скачайте документ
Кому будет полезно
  • Проектным организациям
  • Проектировщикам
  • Архитекторам
  • Инженерам-конструкторам
  • Инженерам ОВ и ВК
  • Строительно-монтажным организациям
  • Строителям
  • Прорабам
  • Мастерам строительно-монтажных работ
  • Монтажникам
  • Инженерам строительного контроля
  • Инженерам эксплуатирующих организаций
Применяйте в работе надежные и эффективные строительные системы
Используйте альбомы узлов в PDF и DWG разработанные ТЕХНОНИКОЛЬ
Больше о системах
Более 2000 материалов
для вашего объекта
Гидроизоляция, теплоизоляция, отделочные фасадные материалы и прочее
Больше о материалах
BIM библиотека
BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Сообщить об ошибке
Нашли ошибку в описании или хотите задать вопрос? Напишите нам.


Калькуляторы
Смотреть все 11
Калькулятор материалов плоской кровли

C помощью данного калькулятора вы сможете рассчитать необходимое количество материалов для устройства плоской кровли

Онлайн-карты районирования

В «Онлайн-картах» ТЕХНОНИКОЛЬ объединена информация из СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия», СП 131.13330.2018 «Строительная климатология» и сборника таблиц параметров предельной интенсивности дождя А.М. Курганова.

Калькулятор ветровой нагрузки на кровлю

Подбор шага крепежа, толщины балласта и ширины рулонов для устройства гидроизоляционного слоя в зависимости от ветровой нагрузки на кровлю

Калькулятор клиновидной теплоизоляции

Расчет количества клиновидной теплоизоляции для формирования основного уклона и контруклона на плоской кровле

Калькулятор расхода тепловой энергии

Расчет базового значения удельного расхода энергии на отопление согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №1550/пр от 17.11.2017

Сметный расчёт материалов

Онлайн-инструмент для инженеров-сметчиков проектных организаций. Расчет стоимости материалов необходимый для оценки проектно-сметной документации.

Калькулятор клееных деревянных балок

Предназначен для расчета и подбора сечений деревянных клееных балок, работающих на изгиб и осевое сжатие. Позволяет рассчитывать одно- и двухпролётные схемы с консолями и без для разных типов нагрузок

Расчёт удельной теплозащитной характеристики здания

Инструмент для анализа тепловых потерь здания

Технический калькулятор расхода материалов TAIKOR

Калькулятор для расчёта материалов в системах с TAIKOR

Калькулятор расчета количества материалов системы штукатурного фасада ТН-ФАСАД Профи

С помощью данного онлайн калькулятора вы сможете рассчитать количество материалов, необходимое для выполнения комплексной системы тонкослойного штукатурного фасада ТН-ФАСАД ПРОФИ

Калькулятор расчета количества кровельных воронок

Калькулятор для расчета количества воронок внутреннего водостока

Ваша роль на сайте
Cайт будет подстраиваться в зависимости от вашей роли. Изменить выбор можно в любой момент. Выбор роли находится в верхней части страницы, рядом с телефонным номером.
Проектировщик
Проектировщик
Архитекторы промышленных и гражданских объектов
Торговый партнер
Торговый партнер
Компании, реализующие продукцию ТЕХНОНИКОЛЬ
Подрядчик
Подрядчик
Компании, выполняющие подрядные работы
Заказчик
Заказчик
Юридические лица, пользующиеся услугами и материалами ТЕХНОНИКОЛЬ
Частный клиент
Частный клиент
Физические лица, пользующиеся услугами и материалами ТЕХНОНИКОЛЬ
Сотрудник
Сотрудник
Сотрудники Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ
Другое
Другое
Если ни одна из ролей вам не подходит, выберите этот вариант
Заказать бесплатный звонок
Заказать звонок
Специалист дистанционной поддержки перезвонит вам в течение 1-го часа
* — обязательное поле
Специалист дистанционной поддержки позвонит вам на номер в течение 1-го часа

Изменить номер
Бесплатная техническая консультация для проектировщиков
Бесплатная техническая консультация для проектировщиков
Квалифицированная помощь на этапе проектирования, экспертизы и строительства объектов сегмента ПГС, ТДС и ИЖС от наших экспертов
Оставить заявку
* — обязательное поле
Специалист дистанционной поддержки позвонит вам на номер в течение 1-го часа

Изменить номер
Или напишите нам
На какой e-mail вам присылать обновления библиотеки?
Важно использовать новые версии библиотек, чтобы компоненты в них соответствовали актуальным нормам
Бесплатная техническая консультация для проектировщиков
Не пропустите важные новости
Подпишитесь на рассылку новостей и будьте в курсе событий отрасли
Мы в соцсетях