Мы используем файлы cookies, чтобы стать для вас лучше. Подробнее…

Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих файлов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс. Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Просим внимательно ознакомиться с Политикой обработки персональных данных.

Хорошо
Язык:

Обращаем внимание, что перевод страницы выполнен с использованием средств автоматического перевода, в следствии чего может содержать неточноcти.

Согласен(на)
Интернет-магазин
Горячая линия 8 800 600-05-65
Для проектировщиков 8 800 350-99-85
Добавьте системы в сравнение
ДокументыНормативные документыСП 122.13330.2023 Тоннели железнодорожные и автодорожные

СП 122.13330.2023 Тоннели железнодорожные и автодорожные

Документ  PDF
705.96 КБ
Номер документа: СП 122.13330.2023
1
СП 122.13330.2023
СВОД ПРАВИЛ
ТОННЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ И АВТОДОРОЖНЫЕ
Railways and highway tunnels
ОКС 93.060
Дата введения 2023-11-21
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ - АО "Центральный научно-исследовательский институт транспортного
строительства" (АО ЦНИИТС), ОАО "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт
"Ленметрогипротранс" (ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"), Тоннельная ассоциация России, ООО
"Научно-инженерный центр Тоннельной ассоциации" (ООО "НИЦ ТА")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и
архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 20 октября 2023 г. N 760/пр и введен в действие с 21 ноября 2023 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные
и автодорожные"
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее
уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация,
уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 20
сентября 2024 г. № 636/пр c 20.10.2024
Изменение № 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: ФГБУ "РСТ", 2024
Введение
Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения требований федеральных законов от
30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [1], от 22
июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [2],
Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011),
Технического регламента Таможенного союза безопасности инфраструктуры железнодорожного
транспорта" (ТР ТС 003/2011) и постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля
2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Свод правил содержит правила принятия инженерных решений при проектировании новых и
реконструируемых автодорожных и железнодорожных тоннелей, в том числе устройств и систем,
обеспечивающих строительство и ввод в эксплуатацию. Требования обеспечения комплексной
безопасности базируются на рассмотрении тоннельных переходов, как транспортных
природно-технических систем.
Пересмотр свода правил выполнен авторским коллективом АО ЦНИИТС (Г.О.Смирнова,
И.М.Малый, д-р техн. наук В.А.Гарбер, А.А.Шевченко, А.И.Полысаева, А.О.Боев, М.М.Рыжков,
А.Э.Калтахчян) с участием ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" (канд. техн. наук М.О.Лебедев,
А.И.Данилов, канд. техн. наук Е.А.Савенков, Е.К.Левина, Н.Ф.Корчиго, В.В.Шабанова, Л.Ф.Багуцкая,
Д.А.Пентегов), ООО "ИЦ "МиТ" (канд. техн. наук А.С.Кезин), МАДИ (канд. техн. наук Л.В.Маковский,
Н.А.Сула), ООО "Подземпроект" (канд. техн. наук Ю.А.Готман, А.Б.Коршаков), ООО "НИЦ
Тоннельной ассоциации" -р техн. наук В.Е.Меркин, К.О.Пудов, А.Ю.Романчев, канд. техн. наук
В.Н.Пархоменко), ООО "Тоннельная Ассоциация России" (д-р техн. наук И.Я.Дорман), ООО
"Инжспецпроект" (В.Г.Голубев, канд. техн. наук О.С.Байдаков), ООО ПИИ "Бамтоннельпроект"
(В.В.Кабанов), АО "Метрогипротранс" (А.И.Кесарев), ОАО Минскметропроект (А.В.Мурач), ВНИИПО
МЧС России (А.М.Петров).
1 Область применения
2
Настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство и приемку в
эксплуатацию новых, реконструкцию и капитальный ремонт существующих железнодорожных
тоннелей, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования колеи 1520 мм, и автодорожных тоннелей на автомобильных дорогах общего
пользования, в том числе городских транспортных тоннелей.
Настоящий свод правил не распространяется на проектирование тоннелей, сооружаемых на
высокоскоростных (свыше 200 км/ч) железнодорожных пассажирских линиях, на скоростных
автомагистралях расчетной скоростью движения более 150 км/ч), и тоннелей для совмещенного
движения безрельсового и рельсового транспорта в разных уровнях.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные.
Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие
требования
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность.
Общие требования
ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и
определения
ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты
объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
ГОСТ 17.1.3.13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных
вод от загрязнения
ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки
ГОСТ 7293-85 Чугун с шаровидным графитом для отливок. Марки
ГОСТ 7392-2014 Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного
пути. Технические условия
ГОСТ 9238-2022 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости
ГОСТ 13078-2021 Стекло натриевое жидкое. Технические условия
ГОСТ 14231-88 Смолы карбамидоформальдегидные. Технические условия
ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 24451-80 Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования
ГОСТ 25100-2020 Грунты. Классификация
ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 31108-2020 Цементы общестроительные. Технические условия
ГОСТ 31416-2009 Трубы и муфты хризотилцементные. Технические условия
ГОСТ 31937-2024 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического
состояния
ГОСТ 31996-2012 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение
0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия
ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению
инженерно-геологических изысканий
ГОСТ 33152-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей
ГОСТ 33153-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей.
Общие требования
ГОСТ 33154-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания тоннелей. Общие
требования
ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 34669-2020 Смеси сухие строительные гидроизоляционные проникающие на цементном
вяжущем. Технические условия
ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система
мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования
ГОСТ Р 22.2.13-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня
мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства.
Общие требования
ГОСТ Р 55396-2013 Материалы рулонные битумно-полимерные для гидроизоляции мостовых
3
сооружений. Технические требования
ГОСТ Р 56521-2015 Тоннели автомобильные. Требования безопасности
ГОСТ Р 57145-2016 Специальные технические средства, работающие в автоматическом
режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за
дорожным движением. Правила применения
ГОСТ Р 57208-2016 Тоннели и метрополитены. Правила обследования и устранения дефектов
и повреждений при эксплуатации
ГОСТ Р 57563-2017 Моделирование информационное в строительстве. Основные положения
по разработке стандартов информационного моделирования зданий и сооружений
ГОСТ Р 58943-2020 Система обеспечения точности геометрических параметров в
строительстве. Контроль точности
ГОСТ Р 59179-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы полимерные для
устройства гидроизоляции плиты проезжей части мостового сооружения. Технические требования
ГОСТ Р 59203-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Требования к
проектированию системы вентиляции
ГОСТ Р 59206-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Требования к
пожарной безопасности
ГОСТ Р 59207-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Требования к
системам водоснабжения и водоотведения
ГОСТ Р 59419-2021 Биологическая безопасность. Нагельно-покрывная система укрепления
крутых откосов полигонов твердых коммунальных отходов металлическими решетками. Общие
технические условия
СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"
изменением № 1)
СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов
защиты" (с изменением № 1)
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной
безопасности (с изменениями № 1, № 2)
СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное
водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (с изменением № 1)
СП 10.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный
водопровод. Нормы и правила проектирования
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по
взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением № 1)
СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" изменениями 2,
№ 3)
СП 16.13330.2017 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции" изменениями 1, 2, 3, 4,
№ 5)
СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия" (с изменениями № 1, № 2, № 3,
4, № 5, № 6)
СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений" изменениями 1,
2, № 3, № 4, 5)
СП 23.13330.2018 "СНиП 2.02.02-85* Основания гидротехнических сооружений" изменением
№ 1)
СП 24.13330.2021 "СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты" (с изменением № 1)
СП 25.13330.2020 "СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах"
изменением № 1)
СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с
изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"
СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения"
изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 38.13330.2018 "СНиП 2.06.04-82* Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения
4
(волновые, ледовые и от судов)" (с изменением № 1)
СП 39.13330.2012 "СНиП 2.06.05-84* Плотины из грунтовых материалов" изменениями 1,
№ 2, № 3)
СП 41.13330.2012 "СНиП 2.06.08-87 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических
сооружений" (с изменением № 1)
СП 45.13330.2017 "СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты"
изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные
положения" (с изменением № 1)
СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" (с изменением № 1)
СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" изменениями
№ 1, № 2)
СП 60.13330.2020 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"
изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 63.13330.2018 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные
положения" (с изменениями № 1, № 2)
СП 68.13330.2017 "СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством
объектов. Основные положения" (с изменением № 1)
СП 69.13330.2016 "СНиП 3.02.03-84 Подземные горные выработки" (с изменением № 1)
СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции" изменениями
1, № 3, № 4, 5, № 6)
СП 72.13330.2016 "СНиП 3.04.03-85 Защита строительных конструкций и сооружений от
коррозии" (с изменением № 1)
СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги" (с изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 85.13330.2016 "СНиП III-41-76 Контактные сети электрифицированного транспорта"
СП 113.13330.2023 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"
СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от
опасных геологических процессов. Основные положения" (с изменениями № 1, № 2)
СП 119.13330.2024 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм"
СП 120.13330.2022 "СНиП 32-02-2003 Метрополитены"
СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" (с изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 126.13330.2017 "СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве" изменением
1)
СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (с изменениями № 1, № 2)
СП 166.1311500.2014 Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа с
длиной перекрытой части не более 300 м. Требования пожарной безопасности
СП 248.1325800.2023 Сооружения подземные. Правила проектирования
СП 249.1325800.2016 Коммуникации подземные. Проектирование и строительство закрытым и
открытым способами (с изменением N 1)
СП 268.1325800.2016 Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила
проектирования
СП 291.1325800.2017 Конструкции грунтоцементные армированные. Правила проектирования
(с изменениями № 1, № 2)
СП 297.1325800.2017 Конструкции фибробетонные с неметаллической фиброй. Правила
проектирования (с изменениями № 1, № 2)
СП 298.1325800.2017 Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила проектирования
(с изменением № 1)
СП 305.1325800.2017 Здания и сооружения. Правила проведения геотехнического мониторинга
при строительстве (с изменением № 1)
СП 317.1325800.2017 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила
производства работ (с изменением № 1)
СП 328.1325800.2020 Информационное моделирование в строительстве. Правила описания
компонентов информационной модели
СП 331.1325800.2017 Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена
между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных
5
комплексах
СП 333.1325800.2020 Информационное моделирование в строительстве. Правила
формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла
СП 360.1325800.2017 Конструкции сталефибробетонные. Правила проектирования
изменением № 1)
СП 361.1325800.2017 Здания и сооружения. Защитные мероприятия в зоне влияния
строительства подземных объектов
СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования
СП 404.1325800.2018 Информационное моделирование в строительстве. Правила разработки
планов проектов, реализуемых с применением технологии информационного моделирования
СП 441.1325800.2019 Защита зданий от вибрации, создаваемой железнодорожным
транспортом. Правила проектирования (с изменениями № 1, № 2)
СП 446.1325800.2019 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Общие правила
производства работ (с изменением № 1)
СП 471.1325800.2019 Информационное моделирование в строительстве. Контроль качества
производства строительных работ
СП 482.1325800.2020 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства
СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и
автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования
СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения
автоматические. Нормы и правила проектирования
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие
ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по
ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по
состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя
"Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана
недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с
учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который
дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным
выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный
документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на
которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если
ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил
целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ 12.1.033, ГОСТ 27751, ГОСТ 34530, а
также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 авария: Опасное дорожно-транспортное происшествие или нештатная ситуация при
строительстве, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к повреждению или
разрушению транспортных средств, элементов строительных конструкций или оборудования, а также
нарушению движения в тоннеле.
3.2
автодорожный тоннель: Подземное (или подводное) инженерное (искусственное) сооружение для
пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с естественным или
искусственным препятствием.
[ГОСТ 33152-2014, пункт 3.1]
3.3 безопасность движения в тоннеле: Комплекс инженерно-технических и организационных
мероприятий, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации тоннелей с заданными
параметрами.
3.4 высота проезда (высотный габарит): Наименьшее расстояние от верха покрытия
дорожной одежды до элементов конструкции или оборудования, расположенного в верхней части
тоннеля, обеспечивающее или ограничивающее проезд транспортного средства.
3.5
6
геотехнический мониторинг: Комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за
поведением конструкций вновь возводимого или реконструируемого сооружения, его основания, в т.ч.
грунтового массива, окружающего (вмещающего) сооружение, и конструкций сооружений окружающей
застройки.
[СП 305.1325800.2017, пункт 3.5]
3.6
геотехнический прогноз: Комплекс работ аналитического и расчетного характера, целью которых
является качественная и количественная оценка поведения оснований, фундаментов и конструкций
проектируемого сооружения и окружающей застройки в процессе строительства и эксплуатации.
[СП 22.13330.2016, пункт 3.9]
3.7 глубина заложения тоннеля: Расстояние от поверхности земли до верха конструкции
тоннеля.
3.8 горный тоннель: Подземное инженерное (искусственное) сооружение, предназначенное
для пропуска транспортных средств через естественные высотные препятствия.
3.9 городской тоннель: Подземное или подводное инженерное (искусственное) сооружение
для пропуска транспортных средств, расположенное в административных границах города.
3.10 деформационный шов: Искусственно образуемый конструктивный элемент сооружения
для предупреждения образования трещин в элементах конструкций путем обеспечения перемещения
элементов конструкции без силового взаимодействия под влиянием осадок, изменения температуры,
усадки бетона.
3.11 дорожная одежда: Многослойная конструкция в пределах проезжей части,
воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунт или плиту проезжей
части тоннеля.
3.12 заглубление тоннеля: Вертикальное расстояние от поверхности земли (для подводных
тоннелей, заглубленных в грунт - от поверхности дна водотока или водоема) до низа конструкции
тоннеля.
3.13 закрытый способ работ: Сооружение тоннеля без вскрытия поверхности земли.
3.14 защитная полоса: Пристенное возвышение с противоположной относительно служебного
прохода стороны тоннеля, предназначенное для повышения безопасности дорожного движения,
находящихся в тоннеле людей и защиты конструкций тоннеля от внешних механических воздействий
движущегося транспорта.
3.15 зона безопасности: Отделенное противопожарными преградами помещение (отсек) в
объеме тоннеля или притоннельное сооружение, приспособленное для временного пребывания
людей во время пожара в транспортной зоне или другой части тоннеля.
3.16
зона влияния нового строительства или реконструкции: Расстояние, за пределами которого
негативное воздействие на окружающую застройку пренебрежимо мало.
[СП 22.13330.2016, пункт 3.16]
3.17 набрызг-бетон: Искусственный материал (бетон), образуемый путем нанесения смеси
цемента, заполнителей (песка, гравия или щебня) и добавок - ускорителей схватывания и твердения
на поверхность грунта или конструкции без использования опалубки.
3.18
нагельное крепление: Геотехническая конструкция, предназначенная для обеспечения
устойчивости грунтовых откосов и вертикальных стен выемок, а также естественных склонов системой
нагелей, армирующих прилегающий массив.
[ГОСТ Р 59419-2021, пункт 3.3]
3.19
надежность строительного объекта: Способность строительного объекта выполнять требуемые
7
функции в течение расчетного срока эксплуатации.
[ГОСТ 27751-2014, пункт 2.1.5]
3.20
обделка: Постоянная несущая конструкция, воспринимающая внешние нагрузки, ограждающая
подземную выработку и образующая ее внутреннюю поверхность.
[СП 120.13330.2022, пункт 3.1.26]
3.21 опускной способ работ: Сооружение тоннеля за счет погружения с поверхности земли
или воды опускных конструкций или тоннельных секций.
3.22 остановочная полоса: Дополнительная полоса на проезжей части, предназначенная для
вынужденной остановки транспортных средств.
3.23 открытый способ работ: Сооружение тоннеля в котловане с поверхности земли.
3.24 охранная зона автодорожных и железнодорожных тоннелей: Участок территории
шириной 100 м в обе стороны от внешнего контура (проекций контура) сооружений, на котором
устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения
сохранности, прочности и устойчивости объектов транспортной инфраструктуры.
3.25 пластовый дренаж: Геотехническая конструкция из природного или искусственного
материала, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод.
3.26 подводный тоннель: Подземное или подводное инженерное (искусственное) сооружение
для обеспечения движения транспорта и (или) прокладки инженерных коммуникаций при пересечении
водных препятствий.
3.27
пожарная безопасность объекта защиты: Состояние объекта защиты, характеризуемое
возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и
имущество опасных факторов пожара.
[2, статья 2, пункт 20]
3.28
пожарный отсек: Часть здания или сооружения, выделенная противопожарными стенами и (или)
противопожарными перекрытиями 1-го типа.
[2, статья 2, пункт 27]
3.29 пожарный пост в тоннеле (штольне): Зона (участок) тоннеля, оборудованная
элементами противопожарной защиты и средствами связи.
3.30 портал тоннеля: Архитектурно оформленная подпорная стена входа и выхода из тоннеля
(штольни), определяющая его границы, обеспечивающая устойчивость лобового и боковых откосов и
отвод с них грунтовых вод.
3.31 проезжая часть тоннеля: Элемент автодорожного тоннеля, предназначенный для
движения транспортных средств.
3.32 продольная вентиляция: Искусственная вентиляция в тоннеле, обеспечивающая
равномерный продольный поток воздуха по всему сечению тоннеля.
3.33 полоса движения: Часть ширины проезжей части автодорожного тоннеля, достаточная
для движения транспортных средств в один ряд.
3.34 притоннельное сооружение: Подземное, наземное или надземное сооружение,
являющееся частью тоннельного перехода и предназначенное для размещения технологических или
эксплуатационных обустройств, обеспечивающих жизнедеятельность и обслуживание тоннеля.
3.35 рампа: Наземное сооружение, являющееся частью тоннельного перехода и служащее для
перехода транспортных средств с проезжей части на поверхности земли в тоннель или наоборот.
3.36 расстояние безопасного торможения: Минимальное расстояние, требуемое для
надежного приведения транспортного средства, движущегося с установленной скоростью, в
состояние полной остановки.
3.37
8
система вентиляции: Инженерно-технический комплекс, функционально связывающий между
собой вентиляционное оборудование, сеть воздуховодов с воздухораспределительными и
воздухоприемными устройствами, устройства управления и контроля и обеспечивающий организованный
определенным образом воздухообмен и удаление продуктов горения в случае чрезвычайной ситуации.
[ГОСТ Р 59203-2021, пункт 3.10]
3.38
система оповещения и управления эвакуацией людей; (СОУЭ): комплекс организационных
мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям
информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.
[СП 3.13130.2009, пункт 2.5]
3.39
система противопожарной защиты: Комплекс организационных мероприятий и технических
средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или)
ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
[2, статья 2, пункт 41]
3.40 служебный проход: Полоса, выделенная вдоль стены автодорожного тоннеля с
возвышением над уровнем проезжей части и предназначенная для прохода по тоннелю служебного
персонала.
3.41 специальные способы работ: Совокупность работ по изменению физико-механических
свойств грунтов, дополнительных к основным способам строительства (водопонижение,
замораживание грунтов, химическое закрепление грунтов, струйная цементация грунтов).
3.42 техническая зона: Свободный участок городской территории вдоль трассы тоннеля или
тоннельного перехода шириной 40 м в обе стороны от внешнего контура (проекции контура) тоннеля,
на котором запрещается проводить работы без разрешения эксплуатирующей организации.
3.43
технологии информационного моделирования (зданий и сооружений): Деятельность по
созданию, управлению и хранению электронной информации о зданиях и сооружениях на всех или
отдельных стадиях их жизненного цикла, результатом которой является создание информационной
модели здания или сооружения.
[ГОСТ Р 10.0.03-2019, пункт 3.2]
3.44 тоннель: Подземное (подводное) инженерное (искусственное) сооружение,
предназначенное для транспортных целей, пропуска воды и (или) прокладки инженерных
коммуникаций.
3.45
тоннель глубокого заложения: Тоннель глубиной заложения более 15 м.
[ГОСТ 33152, пункт 3.20]
3.46
тоннель мелкого заложения: Тоннель глубиной заложения до 15 м включительно.
[ГОСТ 33152, пункт 3.21]
3.47 тоннельный переход: Комплекс тоннельных сооружений (тоннель, рампы тоннеля,
притоннельные сооружения), предназначенный для подземного (подводного) преодоления
автомобильными или железными дорогами естественных или искусственных препятствий.
3.48 транспортная зона: Основная часть объема тоннеля или часть комплексного подземного
9
сооружения с расположенными в ней ездовым полотном, другими элементами строительных
конструкций и эксплуатационным оборудованием, необходимым для использования тоннеля в
качестве транспортного сооружения.
3.49 трасса тоннеля: Линия, отображающая положение оси тоннеля в пространстве.
3.50 трещиностойкость конструкции: Способность конструкции сопротивляться образованию
трещин под воздействием эксплуатационных нагрузок и внешних природных факторов.
3.51
чрезвычайная ситуация (ЧС): Обстановка на определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания,
представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или
повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
[3, глава 1, статья 1]
3.52 штольня: Горизонтальная или наклонная горная выработка с непосредственным выходом
на земную поверхность, или тупиковая - без выхода на земную поверхность, являющаяся
притоннельным сооружением.
Примечание - По назначению штольни подразделяют:
- на сервисные (транспортные), предназначенные для обслуживания тоннелей (перемещения
людей, оборудования, материалов);
- дренажные - для осушения тоннелей;
- эвакуационные - для эвакуации людей из эксплуатируемых подземных сооружений в случае
пожара или другой чрезвычайной ситуации.
4 Общие положения
4.1 Уровень ответственности железнодорожных и автодорожных тоннелей принимают в
соответствии с ГОСТ 27751 и классом сооружения:
- нормальный уровень ответственности - тоннели протяженностью менее 500 м, класс
сооружений КС-2;
- повышенный уровень ответственности - тоннели протяженностью равной 500 м или более,
класс сооружений КС-3.
4.2 Принимаемые технические решения, конструкции и материалы для вновь строящихся
тоннелей должны обеспечивать безопасность эксплуатации в течение всего жизненного цикла с
расчетным сроком службы не менее 100 лет. Межремонтный срок определяют продолжительностью
нормальных условий эксплуатации с учетом технического состояния и возможности обеспечения
первоначально установленных показателей функционирования. Межремонтные сроки строительных
конструкций постоянных устройств должны составлять не менее 50 лет.
4.3 Выбор вариантов трассы тоннелей и комплекса сооружений тоннельных переходов
осуществляют на основе сравнения с вариантами трасс и комплексов сооружений мостовых
переходов (для подводных тоннелей) и вариантов трасс обходов барьерных мест (препятствий) в
плане и в профиле препятствия (для горных тоннелей).
Трассу тоннеля выбирают на основе результатов инженерных изысканий и
технико-экономического сравнения вариантов трассы тоннеля.
При выборе варианта трассы оценивают воздействие на окружающую среду ВОС) для
каждого варианта строительства и эксплуатации объекта с расчетом ущерба окружающей среде и
стоимости мероприятий по его предотвращению.
Трассы городских тоннелей и комплексов сооружений тоннельного перехода принимают в
соответствии с проектируемыми трассами городских железных и автомобильных дорог, с учетом
градостроительных условий, планов перспективного развития и проектов планировки территорий
(ППТ).
4.4 Следует избегать расположения тоннелей в зонах тектонических разломов, оползневых
участков, в местах повышенного водосбора логах, под седловинами водоразделов), в
карстоопасных районах, через пласты горных пород, насыщенных нефте- и газопродуктами, а
порталов и припортальных участков тоннеля - в местах возможного схода снежных лавин, селевых
потоков и камнепадов.
В зонах развития опасных геологических процессов необходимо проектировать защитные
сооружения или предусматривать мероприятия в соответствии с СП 116.13330, обеспечивающие
необходимую защиту порталов и припортальных участков тоннелей.
4.5 Тоннели, штольни и другие подземные притоннельные сооружения, в подземных
выработках, должны иметь постоянную обделку, за исключением притоннельных сооружений,
располагаемых в крепких невыветривающихся скальных грунтах.
10
4.6 Входы в тоннель и штольни с дневной поверхности и выход должны быть укреплены и
архитектурно оформлены в виде порталов, оголовков, рамп или наклонных газонов.
4.7 Транспортные тоннели следует охранять в соответствии с [4].
4.8 На всех этапах жизненного цикла транспортного тоннеля, включая планирование, выбор
трассы, подготовку задания на проектирование, расчеты и рабочее проектирование, строительство,
эксплуатацию и ремонт, допускается использовать, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57563, СП
328.1325800, СП 331.1325800, СП 333.1325800, СП 404.1325800, СП 471.1325800, методы
информационного моделирования, обеспечивающие высокий уровень организационно-проектных и
технологических решений, сокращение сроков проектирования и строительства, снижение стоимости,
высокую надежность и безопасность эксплуатации сооружения.
Информационная модель тоннельного перехода может включать результаты инженерных
изысканий, положение трассы, результаты численного моделирования, прочностные и
геотехнические расчеты, конструкции тоннельных сооружений, технологию их строительства,
характеристики и режимы работы применяемого оборудования, данные мониторинга.
4.9 Тоннели, сооружаемые горным способом, с подковообразным внутренним очертанием
максимально приближенным к габариту приближения строений, должны быть с нишами и камерами
для укрытия людей и расположения технологического оборудования.
Для тоннелей с перекрытой частью менее 300 м устройство камер и ниш не требуется.
В железнодорожных тоннелях ниши предусматривают для укрытия людей и расположения
технологического оборудования, в автодорожных - только для расположения технологического
оборудования.
Ниши в железнодорожных тоннелях следует располагать с обеих сторон тоннеля в шахматном
порядке, с шагом по каждой стороне 60 м.
В автодорожных тоннелях шаг ниш устанавливают в соответствии с местами расположения
технологического оборудования.
Камеры для укрытия людей и размещения оборудования, инвентаря, материалов и механизмов
при проведении ремонтных работ предусматривают с каждой стороны железнодорожного тоннеля не
более чем через 300 м, располагая их в шахматном порядке. При длине тоннеля от 300 до 500 м
устраивают одну камеру в середине тоннеля, а при длине от 500 до 700 м - две камеры с двух сторон
на равных расстояниях между ними и порталами.
При устройстве эвакуационных выходов в рядом расположенный тоннель или штольню камеры
следует совмещать с входом в эти выработки.
В автодорожных тоннелях камеры для укрытия людей и размещения инвентаря и механизмов
не предусматривают.
Размеры камер и ниш в тоннелях принимают не менее, указанных в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Размеры камер и ниш
Устройства
Ширина, мм
Высота (по середине
камеры, ниши), мм
Глубина, мм
Камеры в тоннелях:
железнодорожных
4000
2800
2500
автодорожных
2000
2500
2000
Ниши в тоннелях:
железнодорожных
2000
2500
1000
автодорожных
2000
2500
500
Примечание - Для автодорожных тоннелей размеры камер и ниш допускается принимать с учетом
устанавливаемого в них оборудования.
Уровень чистого пола ниш и камер в железнодорожных тоннелях должен быть на одном уровне
с подошвой ближайшего к ним рельса, а в автодорожных тоннелях - на одном уровне со служебным
проходом или верхом защитной полосы.
При проведении ремонтных и сопутствующих работ железнодорожного тоннеля только в окна
Для просмотра полной версии скачайте документ
Кому будет полезно
  • Проектным организациям
  • Проектировщикам
  • Архитекторам
  • Инженерам-конструкторам
  • Инженерам ОВ и ВК
  • Строительно-монтажным организациям
  • Строителям
  • Прорабам
  • Мастерам строительно-монтажных работ
  • Монтажникам
  • Инженерам строительного контроля
  • Инженерам эксплуатирующих организаций
Применяйте в работе надежные и эффективные строительные системы
Используйте альбомы узлов в PDF и DWG разработанные ТЕХНОНИКОЛЬ
Больше о системах
Более 2000 материалов
для вашего объекта
Гидроизоляция, теплоизоляция, отделочные фасадные материалы и прочее
Больше о материалах
BIM библиотека
BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Сообщить об ошибке
Нашли ошибку в описании или хотите задать вопрос? Напишите нам.


Калькуляторы
Смотреть все 11

C помощью данного калькулятора вы сможете рассчитать необходимое количество материалов для устройства плоской кровли

В «Онлайн-картах» ТЕХНОНИКОЛЬ объединена информация из СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия», СП 131.13330.2018 «Строительная климатология» и сборника таблиц параметров предельной интенсивности дождя А.М. Курганова.

Подбор шага крепежа, толщины балласта и ширины рулонов для устройства гидроизоляционного слоя в зависимости от ветровой нагрузки на кровлю

Расчет количества клиновидной теплоизоляции для формирования основного уклона и контруклона на плоской кровле

Расчет базового значения удельного расхода энергии на отопление согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №1550/пр от 17.11.2017

Онлайн-инструмент для инженеров-сметчиков проектных организаций. Расчет стоимости материалов необходимый для оценки проектно-сметной документации.

Предназначен для расчета и подбора сечений деревянных клееных балок, работающих на изгиб и осевое сжатие. Позволяет рассчитывать одно- и двухпролётные схемы с консолями и без для разных типов нагрузок

Калькулятор для расчета количества воронок внутреннего водостока

Инструмент для анализа тепловых потерь здания

Калькулятор для расчёта материалов в системах с TAIKOR

С помощью данного онлайн калькулятора вы сможете рассчитать количество материалов, необходимое для выполнения комплексной системы тонкослойного штукатурного фасада ТН-ФАСАД ПРОФИ

Ваша роль на сайте
Cайт будет подстраиваться в зависимости от вашей роли. Изменить выбор можно в любой момент. Выбор роли находится в верхней части страницы, рядом с телефонным номером.
Проектировщик
Проектировщик
Архитекторы промышленных и гражданских объектов
Торговый партнер
Торговый партнер
Компании, реализующие продукцию ТЕХНОНИКОЛЬ
Подрядчик
Подрядчик
Компании, выполняющие подрядные работы
Заказчик
Заказчик
Юридические лица, пользующиеся услугами и материалами ТЕХНОНИКОЛЬ
Частный клиент
Частный клиент
Физические лица, пользующиеся услугами и материалами ТЕХНОНИКОЛЬ
Сотрудник
Сотрудник
Сотрудники Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ
Другое
Другое
Если ни одна из ролей вам не подходит, выберите этот вариант

Горячая линия

8 800 600-05-65

Проектировщикам

8 800 350-99-85

Часы работы: 09:00 - 18:00 (по МСК)

Связаться в WhatsApp
С помощью QR кода
Отсканируйте QR код с телефона
Qr-код ТЕХНОНИКОЛЬ в WhatsApp
Или перейдите по ссылке
Должно быть установлено приложение
Связаться в Telegram
С помощью QR кода
Отсканируйте QR код с телефона
Qr-код ТЕХНОНИКОЛЬ в телеграм
Или перейдите по ссылке
Должно быть установлено приложение
Заказать бесплатный звонок
Россия: +7Казахстан: +7Молдова: +373Азербайджан: +994Беларусь: +375Узбекистан: +998
Заказать звонок
Специалист дистанционной поддержки перезвонит вам в течение 1-го часа
* — обязательное поле
Специалист дистанционной поддержки позвонит вам на номер в течение 1-го часа

Изменить номер
Бесплатная техническая консультация для проектировщиков
Бесплатная техническая консультация для проектировщиков
Техническая поддержка ТЕХНОНИКОЛЬ – это квалифицированная помощь на этапе проектирования, экспертизы и строительства объектов сегмента ПГС, ТДС и ИЖС
Россия: +7Казахстан: +7Молдова: +373Азербайджан: +994Беларусь: +375Узбекистан: +998
Позвоните мне
* — обязательное поле
Специалист дистанционной поддержки позвонит вам на номер в течение 1-го часа

Изменить номер
Горячая линия 8 800 600-05-65

Часы работы: 09:00 - 18:00 (по МСК)