3
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими
определениями:
3.1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для
движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных
транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки
земель, предоставленные для их размещения (ГОСТ 33100).
3.2 верхний горизонт многолетней мерзлоты (ВГММ): Поверхность грунтового массива,
длительное время (века) существующего в мерзлом состоянии.
3.3 геотекстиль: Рулонный синтетический материал в виде гибких полотен, полученный пу-
тем механического или термического закрепления синтетических волокон (нетканый) или посред-
ством ткацкого переплетения (тканый);
3.4 деятельный слой: Расположенный у поверхности земли ежегодно оттаивающий слой
(сезонно талый слой) при наличии многолетнемерзлых грунтов.
3.5 дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий
нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно (ГОСТ33100).
3.6 дорожная конструкция: Комплекс, состоящий из дорожной одежды и земляного полотна
(включая основание насыпей и выемок).
3.7 дренаж: геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или
поверхностных вод (СП 78.13330.2012п.3.44);
3.8 земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий для размещения дорожной
одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомо-
бильной дороги (ГОСТ 33100).
3.9 многолетнемерзлые грунты (ММГ): Грунты, находящиеся в мерзлом состоянии посто-
янно в течение трех и более лет (ГОСТ 25100).
3.10 многолетняя мерзлота: Термин, соответствующий понятиям: вечномерзлые горные по-
роды, многолетняя криолитозона, криолитозона, вечная мерзлота.
3.11 мерзлокомковатый грунт: Грунт, имеющий отрицательную или нулевую температуру,
содержащий в своем составе крупные комья (до 10 – 15 см), включающие частицы связного грунта,
видимые ледяные включения и (или) лед-цемент, плохо поддающийся уплотнению и характеризу-
ющийся просадкой при оттаивании.
3.12 модуль упругости: Отношение изменения напряжения к вызванной им упругой состав-
ляющей полной деформации;
3.13 плиты ТЕХНОНИКОЛЬ XPS: Плиты, изготовленные методом экструзии из полистирола
общего назначения с добавлением газообразного порообразователя и технологических добавок,
выпускаются в виде окрашенных или неокрашенных изделий с гладкой или обработанной поверх-
ностью;
3.14 приемка скрытых работ: Промежуточное принятие представителями технического кон-
троля работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями соору-
жений или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и дорожной одежды,
для получения строителями разрешения на производство последующих работ;
3.15 теплоизолирующий слой: Дополнительный (не несущий) слой основания дорожной
одежды, препятствующий теплообмену между земляным полотном и поверхностью дороги.
3.16 уровень грунтовых вод (УГВ): Глубина (верхняя граница), на которой водопроницаемая
горная порода полностью насыщена водой, когда просачивающаяся из почвенного слоя дождевая
или талая вода заполняет все поры горной породы.
3.17 сыпучемерзлый грунт: Крупнообломочный и песчаный грунты, имеющие отрицатель-
ную температуру, но не сцементированные льдом (ГОСТ 25100).
3.18 приемка скрытых работ: Промежуточное принятие представителями технического кон-
троля работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями соору-
жений или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и дорожной одежды,
для получения строителями разрешения на производство последующих работ.