«Аэротрополисы» – города будущего
Градообразующими центрами в XXI веке станут аэропорты - заявляет профессор университета Северной Каролины Джон Касарда. По мнению ученого, к проектированию таких городов - «аэротрополисов» необходим особый подход. Тщательная планировка должна избавить города будущего от проблем современных мегаполисов.
Доступ к транспортным артериям всегда был одним из главных факторов роста городов. Так, близость к реке позволяла продавать продукцию местных мастеров не только ближайшим соседям. Благодаря этому поселение богатело и развивалось. Сегодня деловую и финансовую жизнь вокруг себя аккумулируют аэропорты, как в свое время морские и речные порты, железные дороги и автомагистрали. Интересны цифры статистики: по воздуху перевозится менее 2% от общей массы мировых грузов. Но по стоимости – это более 40%. Самолетом доставляются в основном высокотехнологичные, дорогостоящие товары. Например, чем быстрее суперсовременный компьютер попадет за океан, тем выше вероятность стать первыми в конкурентной борьбе. В такой ситуации близость к аэропорту увеличивает шансы на успех.
Логистические центры, заводы, предприятия сферы обслуживания и жилые дома вокруг аэропортов начали строить и до научной работы Джона Касарды и появления термина «аэротрополис». Принципиальный момент, на котором настаивает ученый, - такие города не должны создаваться стихийно. Особая планировка «аэротрополисов» позволит им избежать проблем современных крупных городов. Например, разные кластеры в «аэротрополисе» можно разграничить парковыми зонами, офисы и производства разместить тем ближе к аэропорту, чем чаще необходимы услуги авиаперевозок, на автомагистралях разграничить полосы для пассажирских и грузовых перевозок, а центр – аэропорт с окраинами связать железнодорожными путями для аэроэкспрессов.
В развитых странах уже успешно функционируют «аэротрополисы». Например, такие структурированные поселения созданы вокруг аэропортов в Детройте и в Амстердаме. Но особую востребованность идея получила в новых индустриальных странах юго-восточной Азии. «Мировые мастерские» Китай, Южная Корея, Объединённые Арабские Эмираты, Тайланд рассматривают создание «аэротрополисов» как возможность привлечения дополнительного капитала в свои страны и стимул для новой волны урбанизации сельского населения. Не обошла идея и Россию. С 2011 года Джон Касарда консультирует руководство международного аэропорта Домодедово о возможностях развития прилегающей к аэропорту территории в полноценный «аэротрополис».