Мы используем файлы cookies, чтобы стать для вас лучше. Подробнее…

Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих файлов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс. Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Просим внимательно ознакомиться с Политикой обработки персональных данных.

Хорошо
Язык:

Обращаем внимание, что перевод страницы выполнен с использованием средств автоматического перевода, в следствии чего может содержать неточноcти.

Согласен(на)
Интернет-магазин
Горячая линия 8 800 600-05-65
Для проектировщиков 8 800 350-99-85
Добавьте системы в сравнение
ДокументыСтандарты организации на проектированиеСТО 72746455-4.6.1-2013 Насыпи дорожные. Рекомендации по проектированию и устройству с применением заполнителя из экструзионного пенополистирола «ТехноНИКОЛЬ XPS»

СТО 72746455-4.6.1-2013 Насыпи дорожные. Рекомендации по проектированию и устройству с применением заполнителя из экструзионного пенополистирола «ТехноНИКОЛЬ XPS»

Документ  PDF
430.64 КБ
Номер документа: СТО 72746455-4.6.1-2013
Дата выдачи документа: 31.08.2018
НАСЫПИ ДОРОЖНЫЕ
НАСЫПИ ДОРОЖНЫЕ
Технические условия
Издание официальное
Москва 2013
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
СТО 72746455-4.6.1-2013
Общество с ограниченной ответственностью
«ТехноНИКОЛЬ — Строительные Системы»
Рекомендации по проектированию и устройству
с применением заполнителя
из экструзионного пенополистирола
«ТЕХНОНИКОЛЬ XPS»
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
СТО 72746455-4.6.1-2013
Общество с ограниченной ответственностью
«ТехноНИКОЛЬ — Строительные Системы»
 
   
    
  2013
         
            
« XPS»

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила приме-
нения и разработки стандартов организации – ГОСТ Р 1.0 – 2012 «Стандартизация в Россий-
ской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.4 – 2004 «Стандартизация в Российской
Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».
1 РАЗРАБОТАН ООО «ТехноНИКОЛЬ – Строительные Системы»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН
В ДЕЙСТВИЕ
Приказом ООО «ТехноНИКОЛЬ - Строительные системы»
№ О16-СТО от 28 марта 2013 г.
3 ИЗДАНИЕ 31.08.2018 С ИЗМЕНЕНИЕМ №1
В настоящем стандарте учтены основные положения ГОСТ Р 1.5 – 2012 «Стандартиза-
ция в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила
построения, изложения, оформления и обозначения». (Измененная редакция, Изм. № 1)
Стандарт опубликован в корпоративном пространстве SharePoint по ссылке:
ТехноНИКОЛЬ > ТН-Маркетинг > Техническая Дирекция > Стандартизация и Сертифика-
ция > Стандартные Документы > СТАНДАРТЫ ТехноНИКОЛЬ, а также, в пространстве корпо-
ративного портала: https://portal.tn.ru:4433 в разделе «Информация / Сертификаты».
Информация об изменениях к настоящему стандарту размещается на интернет-ресур-
сах, указанных выше.
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет размещено в пространстве корпоративного Портала в разделе «Распо-
ряжения».
© ООО «ТехноНИКОЛЬ – Строительные Системы», 2013
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован, распростра-
нен и использован другими организациями в своих интересах, без договора с ООО «ТехноНИКОЛЬ – Строи-
тельные Системы».
СТО 72746455-4.6.1-2013
II
СТО 72746455-4.6.1-2013
III
 
Введение .......................................................................IV
1. Область применения ..........................................................5
2. Нормативные ссылки .........................................................5
3. Термины и определения ......................................................6
4. Требования к материалам .....................................................9
5. Конструирование и расчет насыпей с легким заполнителем .....................11
6. Технология производства работ .............................................. 15
7. Назначение противогололедных мероприятий ................................. 18
8. Контроль качества строительства............................................. 19
9. Требования безопасности ....................................................
20
Приложение А (справочное). Характеристики используемых материалов........... 21
Приложение Б (справочное). Примеры расчета .................................. 22
Приложение В (справочное). Графики к расчету безопасной нагрузки.............. 26
Приложение Г (справочное). Допустимая толщина защитного слоя
и дорожной одежды над плитами XPS............................................ 27
Библиография .................................................................30
 
Рекомендации по проектированию и устройству
с применением заполнителя из экструзионного пенополистирола
«ТЕХНОНИКОЛЬ XPS»
Дата введения – 2013-04-01
СТАНДАРТ ТЕХНОНИКОЛЬ

В стандарте приведены особенности конструирования и расчета легких насыпей с ис-
пользованием в качестве заполнителя экструзионных пенополистирольных плит «ТЕХНО-
НИКОЛЬ XPS» [5], изложены методы борьбы с гололедом, требования охраны труда и без-
опасности, контроль качества работ.
Стандарт описывает основные технологические процессы сооружения легких насыпей
с применением экструзионных пенополистирольных плит «ТЕХНОНИКОЛЬ XPS».
Стандарт предназначен для проектирования насыпей с легким заполнителем, а также
для использования при разработке проектов производства работ (ППР) и проектов органи-
зации строительства (ПОС) на строительных объектах.
При разработке стандарта использованы результаты многолетних исследований, про-
веденных в Союздорнии [11], действующие нормативные документы, а также опыт примене-
ния современных Российских и зарубежных технологий.
СТО 72746455-4.6.1-2013
IV 5
1.  
Настоящий стандарт организации распространяется на насыпи дорожные с заполни-
телем – плитами из экструзионного пенополистирола «ТЕХНОНИКОЛЬ XPS» (далее плиты
XPS) и устанавливает методы проведения расчетов, требования к материалам, технологии
возведения насыпей, требованиям безопасности и охране труда, контролю качества работ.
Насыпи с легким заполнителем - плитами XPS применяют при строительстве на слабых
грунтах в следующих случаях:
при необходимости уменьшения осадки основания и обеспечения устойчивости со-
оружаемых насыпей;
при уширении существующих насыпей;
при восстановлении насыпей, разрушенных в результате просадок оснований;
при устройстве подходов к мостам и путепроводам.
2.  
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие
положения.
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления
и обозначения.
ГОСТ Р 52608-2006 Материалы геотекстильные. Методы определения водопроницаемости.
ГОСТ 9.707-81 Единая система защиты от коррозии и старения. Материалы полимерные.
Методы ускоренных испытаний на климатическое старение.
ГОСТ 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов вредных веществ
промышленными предприятиями.
ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армированных железобетонных конструкций.
Технические условия.
ГОСТ 7076-99 Материалы и изделия строительные. Метод определения
теплопроводности и термического сопротивления при стационарном
тепловом режиме.
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных пород для строительных работ. Технические
условия.
СТО 72746455-4.6.1-2013
7
СТО 72746455-4.6.1-2013
6
ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм.
Технические условия.
ГОСТ 12536-79 Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и
микроагрегатного состава.
ГОСТ 15588-86 Плиты пенополистирольные. Технические условия.
ГОСТ 15902.3–79 Полотна текстильные нетканые. Методы определения прочности.
ГОСТ 17177-94 Материалы и изделия строительные теплоизоляционные. Методы
испытаний.
ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация.
ГОСТ 25898-83 Материалы и изделия строительные. Методы определения сопротивления
паропроницанию.
ГОСТ 30244-94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.
СП 23-101-2004 Проектирование тепловой защиты зданий.
СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85*
. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссы-
лочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования
на офици-
альном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или
по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубли-
кован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информаци-
онного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на
который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого
документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ,
на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с ука-
занным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылоч-
ный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение,
на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения.
Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, реко-
мендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. (Измененная редакция, Изм. № 1)
3.   
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определе-
ниями:
3.1   – способность материала или изделия впитывать и удерживать
в
порах и капиллярах воду.
3.2   – расстояние по вертикали от естественного уровня земли до низа
дорожной одежды, определяемое по оси земляного полотна.
3.3      – комплекс, состоящий из дорожной одежды и земляного
полотна (включая основание насыпей и выемок).
3.4    – многослойная конструкция (в отдельных случаях однослой-
ная), воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое
основание или подстилающий грунт. Состоит из верхнего слоя – дорожного покрытия, ниж-
него слоя – дорожного основания и дополнительных слоев.
3.5   рулонный синтетический материал в виде гибких полотен, получен-
ный путем механического или термического закрепления синтетических волокон (нетканый)
или посредством ткацкого переплетения (тканый).
3.6   – геосинтетик, изолирующий материал, применяющийся в строи-
тельстве для гидроизоляции. Выделяют два основных вида геомембраны из полиэтилена
высокого давления (HDPE) и полиэтилена низкого давления (LDPE). Геомембрана HDPE из
полиэтилена высокой плотности, имеющая гладкую поверхность, применяется для внешней
дополнительной защиты, для оборачивания внешних блоков.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.7     дорожное сооружение, служащее основанием для размеще-
ния конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Строится в виде
насыпей или выемок, и на косогоре – в виде полунасыпи-полувыемки.
3.8    – производственное предприятие строительства временного
типа для разработки грунта, его погрузки и доставки к месту укладки, а также для механи-
зированного приготовления в установке смеси грунтов с вяжущим материалом, их выдачи
в
транспортные средства и доставки к месту укладки в земляное полотно (грунт) и дорожную
одежду (смесь грунта с вяжущим).
3.9    включает входной, операционный, лабораторный, геодезиче-
ский, технологический и приемочный контроль, осуществляемый в подготовительный пери-
од, в процессе строительства и при сдаче объекта в эксплуатацию.
3.10       – величина, характеризующая относитель-
ное изменение объёма или линейных размеров тела с увеличением температуры на 1 °К при
постоянном давлении.
3.11   ,   : насыпи из материалов с объемным ве-
сом менее 1,5 т/м
3
, (шлак, керамзит, антисептированные опилки, торф, смеси песка с тор-
фом), либо грунтовые насыпи с ядром из легкого заполнителя с объемным весом не более
0,1 т/м
3
(пенополистирол).
3.12     отношение изменения напряжения к вызванной им упругой
составляющей полной деформации.
3.13  инженерное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся
поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли (подстилающего грунта).
3.14     – подстилающий естественный грунт с ненарушенной структу-
рой, на котором сооружают земляное полотно.
3.15     – устройство насыпных слоев грунта землеройно-транспортными
или транспортными (самосвальными) машинами.
3.16  : Боковая наклонная поверхность, ограничивающая искусственное земля-
ное сооружение (земляное полотно, дамбу и др.) или склоны естественного рельефа.
3.17    период дорожного строительства, в течение которо-
го осуществляют техническую, производственную и хозяйственную подготовку строитель-
ства для обеспечения его развертывания на начальных участках и в сроки, определенные
проектом организации работ.
3.18   отрезки времени, для которых характерны определен-
ные виды работ и деятельности строительных организаций, обусловливающие последователь-
ность строительства; различают: подготовительный, основной и заключительный периоды.
СТО 72746455-4.6.1-2013
9
СТО 72746455-4.6.1-2013
8
4.   
4.1 Плиты XPS, применяемые насыпях в качестве легкого заполнителя, должны удов-
летворять следующим требованиям:
быть биостойкими (определяют на основе химического анализа);
быть нетоксичными (заключение СЭС или иной документ);
обладать технологичностью в работе, т.е: размеры плит должны быть такими, что-
бы плиту легко укладывало звено из 2-х человек; края плит должны скрепляться
между собой (наличие L-кромки или S-кромки, Приложение А);
выдерживать нагрузки, возникающие при укладке и уплотнении вышележащих сло-
ев дорожной конструкции, а также от транспорта и вышележащих слоев дорожной
конструкции во время эксплуатации (испытание на прочность при сжатии);
обладать физическими и прочностными характеристиками, приведенными в таблице.
Таблица 4.1.1 — Физико-механические характеристики пенополистирольных плит XPS
Характеристика Метод испытаний
Марка плиты
ТЕХНОНИКОЛЬ
CARBON SOLID 500
1 2 3
Прочность на сжатие при 10% линейной
деформации, не менее, кПа
ГОСТ 17177 500
Теплопроводность при (25±5)
0
С, Вт/(м*К), не
более
ГОСТ 7076 0,031
Теплопроводность в условиях эксплуатации
«А» и «Б», Вт/(м*К), не более
СП 23-101-2004
ГОСТ 7076
0,034
Группа горючести
СП 23-101-2004
ГОСТ 7076
Г4
Водопоглощение, не более, % ГОСТ 15588 0,2
Модуль упругости, МПа Метод СОЮЗДОРНИИ [11] 20
Коэффициент паропроницаемости, мг/(м.ч.Па) ГОСТ 25898-83 0,005
Удельная теплоемкость, кДж/(кг*°С) СП 23-101-2004 1,50
Предел прочности при изгибе, не менее, МПа ГОСТ 17177 0,7
Плотность, кг/м
3
не менее ГОСТ 17177 36
Температура эксплуатации, °С
70 до +75
Толщина, мм ГОСТ 17177 40;50;60;100
Длина, мм ГОСТ 17177 1180;2500;4000;4500
Ширина, мм ГОСТ 17177 580;600
.
1. Скрепление плит между собой улучшает наличие «L»-кромки (рисунок А.1); также возможна
нарезка специальной «S»-кромки.
2. По согласованию с потребителем возможно изготовление плит других размеров.
3.19   XPS плиты, изготовленные методом экструзии из поли-
стирола общего назначения с добавлением газообразного порообразователя и технологи-
ческих добавок, выпускаются в виде окрашенных или неокрашенных изделий с гладкой или
обработанной поверхностью.
3.20        – пpoмежуточное принятие заказчиком или дирек-
цией отдельных частей сооружения или участков дороги с установлением качества и объ-
ема выполненных работ, соответствия их проекту и техническим правилам производства
работ для оплаты этих работ финансирующим банком.
3.21      – промежуточное принятие представителями техниче-
ского контроля работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими
частями сооружений или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и
дорожной одежды, для получения строителями разрешения на производство последующих
работ.
3.22       () – разрабатывается проектной организа-
цией на основе технико-экономического обоснования, материалов изысканий, схем снабжения
и
способов организации работ. ПОС определяет организационно-технологические схемы стро-
ительства и содержит сведения для определения сметной стоимости объекта. В ПОС включают
календарный план строительства, ведомость объектов работ, график потребности в материалах
и оборудовании, места размещения производственных предприятий и т. п.
3.23     () – разрабатывается проектной организацией
или генеральной подрядной организацией и предназначен для повышения организацион-
но-технического уровня строительства и обеспечения своевременного ввода дороги в экс-
плуатацию. ППР разрабатывается на основе ПОС и включает: комплексный, сетевой или
календарный график, график поступления материалов, оборудования и машин, график их
потребности по неделям и месяцам и потребности в рабочих кадрах, технологические кар-
ты, указания по охране труда.
3.24    – работы, выполняемые в соответствии с проектом
организации работ до начала сооружения земляного полотна. К ним относят: восстановле-
ние и закрепление трассы, расчистку полосы отвода, разбивку элементов земляного полот-
на, водоотводные и осушительные работы и подготовку основания насыпи, постройку вре-
менных дорог и временных сооружений, линий связи и электроосвещения, энерго-, водо-,
и
газоснабжения.
3.25    –связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях при-
родного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или
модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа).
При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить торф и заторфован-
ные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции свыше 0,5,
иольдивые глины, грунты мокрых солончаков;
3.26      (      ) комплекс
земляных работ, подчиненный общей организации строительства автомобильной дороги
и
выполняемый специализированными подразделениями землеройно-транспортных ма-
шин вслед за строительством малых мостов и труб.
3.27             способы, приемы
и
последовательность выполнения видов работ определенным типом машин и их типораз-
мером с рациональными режимами.
СТО 72746455-4.6.1-2013
11
СТО 72746455-4.6.1-2013
10
5.    
  
5.1 Решение о применении легкого заполнителя в теле насыпи (Рисунок 5.1) следует
принимать в случае, если по результатам прогноза, выполненного в соответствии с требова-
ниями СП, устойчивость основания насыпи не обеспечена, а сроки консолидации основания
не соответствуют срокам ввода автомобильной дороги в эксплуатацию. При проектировании
насыпей на слабых грунтах, исходя из результатов оценки устойчивости и прогноза осадки
насыпи (Пособие [4]), рассматривают конструктивно-технологические решения, направлен-
ные на обеспечение устойчивости и/или уменьшение осадки основания (уменьшение вели-
чины осадки и снижение ее скорости).
Рисунок 5.1 – Схема конструкции насыпи с использованием плит XPS.
1 – песчаный грунт; 2 –плиты XPS; 3 – нетканый геотекстиль; hдоп – дополнительный несущий слой;
hз - защитный слой; технологический слой; hп – подстилающий слой.
5.2 Решение о применении легкого заполнителя принимают на основе технико-эконо-
мического обоснования, сравнивая с другими вариантами конструктивных или технологиче-
ских мероприятий.
5.3 При конструировании насыпи с применением плит XPS следует предусматривать:
устройство защитного и дополнительного несущего слоев над плитами XPS. За-
щитный слой обеспечивает проезд построечной техники. Допустимая минимальная
толщина защитного слоя проверяется расчетом на одноосное сжатие (п.5.9) и, как
правило, составляет не менее 20–25 см. Дополнительный несущий слой обеспе-
чивает прочность дорожной одежды. При транспортных нагрузках, соответствую-
щих дорогам I – II категорий, дополнительный несущий слой устраивают толщиной
от 0,5 м до 1,5 м в зависимости от величины действующей нагрузки, расчет выпол-
няют в соответствии с п. (5.9);
устройство подстилающего слоя из песка под пенополистирольными плитами, кото-
рый должен быть не менее 0,4
0,6 м.
5.4 Расчет дорожной одежды по прочности выполняют по Инструкции 218.045-01 [2],
принимая пенополистирол в качестве бесконечного полупространства, на поверхности ко-
торого уложены защитный слой, дополнительный несущий слой и дорожная одежда. До-
полнительный несущий слой рассматривается как дополнительный слой основания дорож-
ной одежды, который служит и дренирующим. Расчет необходимой толщины дренирующего
слоя выполняют по [2]. При применении плит XPS морозоустойчивость дорожной одежды
обеспечена, выполнять соответствующую проверку не требуется.
5.5 Защитный и дополнительный несущий слои целесообразно устраивать из одного
материала.
В случае, если необходимо снизить высоту насыпи, допускается замена песка дополнительно-
го несущего, а также защитного слоев высевками или щебнем фр. не крупнее 10–20 (ГОСТ 8267).
Таблица 4.1.2 — Основные физико-механические характеристики ТЕХНОНИКОЛЬ
CARBON BLOCK, произведенного методом ThermoBonding (термосклейка):
Наименование показателя
Ед.
изм
Критерий
ТЕХНОНИКОЛЬ
CARBON BLOCK
Метод
испытаний
250 300 400 500
Прочность на сжатие при 10%
линейной деформации
кПа не менее 250 300 400 500 ГОСТ 17177
Предел прочности при
статическом изгибе
кПа не менее 200 250 300 450 ГОСТ 17177
Предел прочности на отрыв
между плитами
кПа не менее 200 ГОСТ 17177
Теплопроводность при (25±5) ºС Вт/(м*К) не более 0,032 ГОСТ 7076
Группа горючести* Г3 / Г4 ГОСТ 30244
Водопоглощение по объему % не более 0,4 ГОСТ 15588
Температура эксплуатации
о
С в пределах от –70 до +75
СТО 72746455-
3.3.2м2015 [13]
Геометрические параметры:
Толщина мм в пределах 80–500 ГОСТ 17177-94
Длина мм в пределах 1000–4000 ГОСТ 17177-94
Ширина мм в пределах 500–650 ГОСТ 17177-94
* плиты группы горючести Г3 дополнительно маркируются индексом RF.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4.2 Нетканый геотекстиль, применяемый совместно с пенополистирольными плитами,
должен удовлетворять требованиям, указанным в Таблице 4.2.
Таблица 4.2 — Требования к нетканому геотекстилю
Характеристики нетканого геотекстиля Значение
Прочность при растяжении не менее, кН/м (ГОСТ 11358, ГОСТ 15902.3)
10
Удлинение при одноосном растяжении не более, % (ГОСТ 11358, ГОСТ 15902.3)
40
Коэффициент фильтрации в направлении, нормальном к плоскости полотна,
не менее, м/сутки (ГОСТ 11358, ГОСТ Р 52608)
40
Коэффициент фильтрации в плоскости полотна не менее, м/сутки (ГОСТ Р 52608)
20
Снижение прочности при растяжении, кН/м, за срок службы дорожной конструкции
не более, %, (ГОСТ 9.707, ГОСТ 15902.3)
10
4.3 В насыпях, сооружаемых на болотах, следует использовать дренирующие грунты
по классификации ГОСТ 25100 гранулометрический состав по ГОСТ 12536.
4.4 Геомембрана HDPE, применяемая совместно с пенополистирольными плитами,
должна удовлетворять требованиям, указанным в Таблице 4.3.
Таблица 4.3 — Требования к геомембране HDPE
Характеристики геомембраны HDPE Значение
Прочность при разрыве не менее, кН/м (ГОСТ Р 56586-2015)
20
Относительное удлинение при разрыве не более, % (ГОСТ Р 56586-2015)
700
Предел текучести, не менее, кН/м (ГОСТ Р 56586-2015)
11
Относительное удлинение при приделе текучести, не менее % (ГОСТ Р 56586-2015)
12
Прочность на прокол, не менее, Н (ГОСТ Р 56586-2015)
240
(Измененная редакция, Изм. № 1)
1
2
3
i
≥ 2 % i ≥ 2 %
h
доп
h
3
h
п
СТО 72746455-4.6.1-2013
13
СТО 72746455-4.6.1-2013
12
в случае φ =0:
Требуемую по устойчивости толщину слоя пенополистирола h в насыпи определяют
по формуле:
где γ
– средневзвешенный объемный вес насыпи (по устойчивости), т/м
3
, при котором
обеспечивается условие (5.5).
Величину γ
вычисляют по формуле:
5.9 Расчет насыпи на всплытие выполняют в случае периодического подтапливания
насыпи, когда под водой находится слой пенополистирола (Приложение Б).
Расчет выполняют по формуле:
где ΣQ
i
– сумма нормальных сил, удерживающие насыпь от всплытия, т;
ΣU
i
– сумма гидростатических подъемных сил, т;
К
без
– коэффициент безопасности, принимается равным 1,3.
Нормальные удерживающие силы представляют собой вес элементов конструкции,
а также вес воды поверх пенополистирола.
Сумма сил, удерживающие насыпь от всплытия, складываются из веса составляющих
элементов дорожной конструкции: дорожной одежды Q
д.о.
, грунта откосов Q
отк
, пенополисти-
рола Q
п
и воды, затопившей откосы Q
в
.
ΣQ
i
= Q
д.о.
+ Q
п
+ Q
отк
+ Q
в
(5.9)
Вес каждого элемента Q
i
определяют по формуле (5.10):
Q
i
= S
i
* l * γ
i
(5.10)
где S
i
– площадь поперечного сечения элемента, м
2
;
l – длина рассматриваемого элемента, м;
γ
i
– объемный вес материала выделенного элемента, т/м
3
.
Гидростатические подъемные силы определяют, как вес воды в объеме рассматривае-
мой части насыпи, находящейся под водой.
5.10. Проверку толщины защитного слоя над плитами XPS на период строительства (Ри-
сунок 5.2), выполняют по формуле:
Z ≥ Z
доп
(5.11)
где: Z – глубина расположения плит XPS от поверхности, к которой прилагается внеш-
няя нагрузка (поверхность защитного слоя в процессе строительства), м;
Z
доп
– допустимая глубина расположения плит XPS по условию прочности пенополисти-
рола на одноосное сжатие, м.
5.6 Расчет устойчивости и прогноз осадки насыпи с заполнителем из плит XPS осу-
ществляют в следующем порядке:
выполняют оценку устойчивости и прогноз осадки основания насыпи в соответствии
с действующими нормативными документами: СП 34.13330, Пособием [4], опреде-
ляя при этом безопасную нагрузку на основание; (Измененная редакция, Изм. № 1)
исходя из безопасной нагрузки и допустимой минимальной осадки (в легких насыпях с
применением плит XPS допустимую осадку принимают не более 10–15 см), определяют
требуемую толщину слоя пенополистирола в насыпи (п.п. 5.6, 5.7, Приложение Б);
выполняют расчет дорожной одежды по прочности [2]. Расчет дорожной одежды по
упругому прогибу выполняют, последовательно приводя конструктивные слои к эк-
вивалентному, сверху вниз, исходя из требуемого общего модуля упругости кон-
струкции. Предварительно назначают толщины всех конструктивных слоев, кроме
дополнительного несущего слоя. В результате расчета определяют толщину допол-
нительного несущего слоя, при которой прочность дорожной одежды обеспечена;
при угрозе подтопления выполняют проверку насыпи на всплытие и определяют
положение пенополистирола, при котором всплытие не происходит (п. 5.8);
на основании всех выполненных расчетов окончательно назначают безопасное по-
ложение пенополистирола в насыпи.
5.7 Требуемую толщину слоя пенополистирола в насыпи h определяют исходя из до-
пустимой осадки S
доп
по формуле:
где h
нас
проектная высота насыпи, м;
γ

требуемый средневзвешенный объемный вес насыпи, т/м
3
;
γ
пен
объемный вес пенополистирола, т/м
3
;
γ
гр
объемный вес грунта насыпи, т/м
3
.
Требуемый (по осадке) средневзвешенный объемный вес насыпи определяют по фор-
муле:
где Е – модуль деформации сжимаемого основания, т/м
2
;
S
0
– осадка основания грунтовой насыпи проектной высоты, м, рассчитанная по Посо-
бию [4];
S
доп
– допустимая осадка легкой насыпи, м;
Н – толщина сжимаемого основания, м.
5.8 При применении легкой насыпи для повышения устойчивости основания исходят
из обеспечения равенства действующей расчетной нагрузки p
0
безопасной нагрузке p
без
:
p
0
= p
без
(5.3.)
Безопасную нагрузку p
без
определяют по Пособию [4]. Для быстрой отсыпки насыпи:
р
без
= (с + γ*Z*tg φ)/β (5.4)
где с – сцепление, т/м
2
;
γ – объемный вес грунта насыпи, т/м
3
;
Z – толщина рассматриваемого сжимаемого слоя, м;
φ – угол внутреннего трения грунта основания, град;
β – функция нагрузки, б/р;
h =
ос
пен
h
нас
γ
гр
)
ос
тр
γ
пен
– γ
нас
(5.1)
ос
пен
γ = γ
нас
– E
ос
утр
(S
o
S
доп
)
h
нас
Н
(5.2)
p
без
=
с
β
(5.5)
ус
пен
ус
тр
ус
тр
h =
ус
пен
h
нас
γ
гр
)
γ
пен
– γ
нас
(5.6)
ус
тр
(5.7)
ус
тр
p
без
h
нас
γ =
(5.8)
ΣQ
i
ΣU
i
K
без
=
СТО 72746455-4.6.1-2013
15
СТО 72746455-4.6.1-2013
14
Рисунок 5.2 – Расчетная схема для определения допустимой толщины защитного слоя
1 – защитный слой; 2 – плиты XPS
Приближенно величину устанавливают по формуле:
где: k – коэффициент запаса, принимаемый равным 1,3.
D – диаметр отпечатка расчетного колеса, м;
р – давление от расчетного колеса построечного транспорта на поверхность защитно-
го слоя, МПа;
R – прочность плит XPS на одноосное сжатие при многократном нагружении, МПа.
Параметры нагрузки следует выбирать исходя из применяемой техники и технологии
устройства слоев, располагаемых над плитами XPS. Если в задании на проектирование рас-
четная нагрузка не оговорена специально, то за расчетную принимают нагрузку, соответ-
ствующую расчетному автомобилю группы А (таблица 5.1).
В случае, если Z
т
< Z
т
доп
, прочность плит XPS не обеспечена, следует увеличить толщину
защитного слоя.
Таблица 5.1
Группа
расчетной
нагрузки
Нормативная статическая нагрузка, кН
Расчетные параметры
нагрузки
на ось
на поверхность покрытия от колеса
расчетного автомобиля Q
расч.
p, МПа D, см
А1 100 50 0,60 33
А2 110 55 0,60 34
А3 130 65 0,60 37
Допустимая толщина защитного слоя над плитами XPS в зависимости от нагрузки при-
ведена в Приложении Г (Табл. Г.1, Г.2). Допустимая толщина железобетонной плиты, разме-
щенной над плитами XPS, исходя из обеспечения прочности плит XPS, приведена в При-
ложении Г (Табл. Г.3, Г.4). При этом принято, что прочность железобетонной плиты на изгиб
обеспечена, для чего должны быть выполнены предварительные расчеты. (Измененная ре-
дакция, Изм. № 1)
5.11 На участках насыпи, сооруженной с применением плит XPS, в весеннее время
в отдельных случаях наблюдается повышенное гололедообразование на покрытии, в связи
с этим при проектировании насыпи следует:
применять минимальный продольный уклон исходя из пересеченности рельефа
местности;
избегать затяжных спусков;
не устраивать виражей;
избегать кривых малых радиусов как в плане, так и в профиле и, в особенности, со-
четания крутых поворотах в плане с перегибами в профиле.
При разработке проекта должны учитываться противогололедные мероприятия (п. 7).
6.   
6.1 Работы по сооружению насыпи с заполнителем из плит XPS включают:
сооружение нижнего (грунтового) слоя насыпи;
сооружение насыпи из плит XPS;
устройство дорожной одежды.
6.2 Работы по сооружению нижнего слоя насыпи, подстилающего плиты XPS (рису-
нок 5.1), включают:
подготовку основания земляного полотна;
транспортировку грунта;
распределение;
уплотнение;
планирование.
Работы выполняют в обычном порядке, руководствуясь требованиями, изложенными
в СП 78.13330, а также других действующих нормативных документах. (Измененная редак-
ция, Изм. № 1)
6.3 Сооружение насыпи из плит XPS включает следующие виды работ:
подготовительные работы;
устройство прослойки из нетканого геотекстиля;
укладку плит XPS;
устройство прослойки из нетканого геотекстиля поверх плит XPS / устройство гео-
мембраны HDPE в виде защиты внешних блоков (если это предусмотрено проектом);
(Измененная редакция, Изм. № 1)
устройство защитного и дополнительного несущего слоев.
6.4 Подготовительные работы.
6.4.1 В состав подготовительных работ входят:
подготовка земляного полотна, подстилающего плиты XPS;
подготовка площадок для складирования плит XPS.
6.4.2 Земляное полотно должно быть спланировано и уплотнено в соответствии с СП
78.13330, и принято по акту на скрытые работы (форма 40Т). (Измененная редакция, Изм. № 1)
Поверхность перед укладкой плит XPS должна быть очищена от посторонних пред-
метов. По подготовленному выравнивающему слою проезд механизмов и автотранспорта
не допускается.
6.4.3 Плиты XPS должны храниться в сухом закрытом помещении в горизонтальном
положении в штабелях на расстоянии не менее 1 м от нагревательных приборов. Способ
укладки плит в штабель должен обеспечивать устойчивое положение при хранении и раз-
борке. Высота штабеля не должна превышать 10 м. Между штабелями должны быть прохо-
ды шириной не менее 1,5 м. Допускается хранение плит под навесом, защищающим их от
атмосферных осадков и солнечных лучей. При хранении под навесом плиты должны быть
уложены на поддоны или подкладки.
(5.12)
Z
доп
= k
D
2 – 1
1
(1 – )
R
p
2
3
1
2
1
2
p
D
Z
СТО 72746455-4.6.1-2013
17
СТО 72746455-4.6.1-2013
16
Рисунок 6.1 – Схема раскладки плит XPS в насыпи
6.6.10 Укладку плит каждого ряда начинают со стороны бровки земляного полотна.
Участки между плитами XPS размером менее плиты заполняют фрагментами плит XPS,
с подгонкой по размеру пустот. Следующий (верхний) ряд должен перекрывать заполнен-
ный фрагментами плит XPS участок.
Обрезку плит XPS целесообразно выполнять переносным резаком с режущим орга-
ном в виде проволоки.
6.6.11 Плиты XPS в крайних рядах скрепляют с соседними двумя стальными стержнями
(по ГОСТ 5781) П–образной формы диаметром 6–8 мм в соответствии со схемой раскладки
плит. Стержни забивают в плиты XPS вровень с поверхностью.
Плиты последующего (верхнего) ряда следует располагать так, чтобы швы между пли-
тами в нижележащем слое были перекрыты вышележащими плитами.
6.6.12 Переходная зона между участками насыпи с плитами XPS и грунтовой насыпью
должна быть устроена с переменной толщиной пенополистирола в продольном направле-
нии (рисунок 6.2), образуя снизу ступенчатую поверхность.
Рисунок 6.2 – Переходная зона между насыпью из плит XPS и грунтовой насыпью
в продольном направлении
6.6.13 После завершения укладки плит XPS, если это предусмотрено проектом, укла-
дывают нетканый геотекстиль в соответствии с п.п. 6.2.3; 6.3.2; 6.3.3; 6.3.5. На откосах гео-
текстиль не укладывают.
6.6.14 Уложенные плиты XPS и геотекстиль должны быть приняты по акту на скрытые
работы по форме 40Т.
Первый над плитами XPS слой (защитный) должен отсыпаться по способу «от себя».
Расчет допустимой толщины защитного слоя см. Приложение Б, пример 4. После сооруже-
ния защитного слоя укладка расположенных выше слоев выполняется обычным способом.
6.6.15 Защитный и дополнительный несущий слои целесообразно устраивать из одно-
го материала. Их сооружение может быть выполнено как одна технологическая операция,
либо с разрывом, продолжительность которого определяется ППР. Если дополнительный
несущий слой выполняет согласно проекту функцию дренирующего слоя, песок должен
иметь коэффициент фильтрации в соответствии с расчетным на дренирование, как правило,
6.5 Устройство прослойки из нетканого геотекстиля.
6.5.1 При применении дренирующей прослойки из геотекстиля дополнительно вводят-
ся следующие операции:
раскладка и транспортировка по участку рулонов нетканого геотекстиля;
укладка и соединение полотен геотекстиля (внахлест, путем сшивания или склеива-
ния полотен).
6.5.2 Рулоны нетканого геотекстиля транспортируют к месту производства работ непо-
средственно перед укладкой и распределяют по длине участка работ.
6.5.3 Укладку полотен нетканого геотекстиля выполняют в продольном или попереч-
ном направлении относительно оси насыпи. Продольная укладка геотекстиля более удобна
технологически.
6.5.4 Поперечный уклон прослойки нетканого геотекстиля должен быть не менее 2%
(Рисунок 5.1).
6.5.5 После завершения укладки и соединения полотен нетканого геотекстиля осу-
ществляют приемочный контроль.
6.6 Сооружение насыпи из плит XPS
6.6.1 Плиты XPS транспортируют в крытых транспортных средствах в соответствии
с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида. Допускается
транспортирование плит на расстояние до 500 км в открытых автотранспортных средствах
с обязательной защитой от воздействия атмосферных осадков и солнечных лучей.
6.6.2 Перед укладкой плиты XPS могут быть склеены в два либо четыре слоя специаль-
ными клеевыми составами (Приложение А, таблица А.2). Если эта операция предусмотрена
в ППР, для осуществления склеивания плит должна быть обустроена специальная площадка
вблизи места их хранения. Альтернативой применения склеенных между собой плит может
быть использован продукт, склеенный в заводских условиях по технологии ThermoBonding
(термосклейка) – XPS ТЕХНОНИКОЛЬ CARBON BLOCK, разработанный специально для лег-
ких насыпей. (Измененная редакция, Изм. № 1)
6.6.3 Склеивать следует плиты XPS, имеющие торцы без выступов.
6.6.4 При укладке в насыпь склеенных плит XPS целесообразно устраивать техноло-
гический слой пенобетона (стяжку) через каждые 1200–1600 мм по высоте. Толщина слоя
пенобетона определяется технологическими возможностями используемых механизмов.
По поверхности пенобетона перемещение транспортных средств запрещено.
6.6.5 Плиты XPS укладывают вручную бригады рабочих (звено из двух человек). По по-
верхности плит перемещение транспортных средств запрещено. Работы по укладке плит не
должны выполняться при шквальном порывистом ветре.
6.6.6 Укладка плит XPS начинается с разметки выравнивающего слоя, для чего ис-
пользуются трассировочный шнур, рулетка и штыри.
6.6.7 Плиты XPS следует укладывать таким образом, чтобы поперечные швы в сосед-
них рядах плит располагались вразбежку (т. е. в одной точке не должны соединяться четыре
плиты).
6.6.8 При укладке плит нижнего слоя необходимо обеспечить равномерное опира-
ние всей поверхности плиты на выравнивающий слой. Для этого непосредственно перед
укладкой плиты XPS, если это требуется, следует подсыпать песок под плиту (в случае, если
не применяется прослойка из нетканого геотекстиля под плитами).
6.6.9 Нижний ряд плит укладывают длинной стороной поперек оси дороги. Плиты по-
следующих (верхних) рядов следует укладывать таким образом, чтобы вертикальные швы
не совпадали (рисунок 6.1), чередуя расположение плиты длинной стороной и короткой
вдоль оси дороги.
Продольная ось
дороги
Дорожная одежда (включая зашитный слой)
Плиты XPS
Для просмотра полной версии скачайте документ
Описание документа

В стандарте приведены особенности конструирования и расчета легких насыпей с использованием в качестве заполнителя экструзионных пенополистирольных плит «ТЕХНОНИКОЛЬ XPS», изложены методы борьбы с гололедом, требования охраны труда и безопасности, контроль качества работ.

Стандарт описывает основные технологические процессы сооружения легких насыпей с применением экструзионных пенополистирольных плит «ТЕХНОНИКОЛЬ XPS».

Стандарт предназначен для проектирования насыпей с легким заполнителем, а также для использования при разработке проектов производства работ (ППР) и проектов организации строительства (ПОС) на строительных объектах.

При разработке стандарта использованы результаты многолетних исследований, проведённых в Союздорнии, действующие нормативные документы, а также опыт применения современных Российских и зарубежных технологий.

Кому будет полезно
  • Проектным организациям
  • Проектировщикам
  • Архитекторам
  • Инженерам-конструкторам
  • Инженерам ОВ и ВК
  • Строительно-монтажным организациям
  • Строителям
  • Прорабам
  • Мастерам строительно-монтажных работ
  • Монтажникам
  • Инженерам строительного контроля
  • Инженерам эксплуатирующих организаций
BIM библиотека
BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Сообщить об ошибке
Нашли ошибку в описании или хотите задать вопрос? Напишите нам.


Калькуляторы
Смотреть все 10

C помощью данного калькулятора вы сможете рассчитать необходимое количество материалов для устройства плоской кровли

В «Онлайн-картах» ТЕХНОНИКОЛЬ объединена информация из СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия», СП 131.13330.2018 «Строительная климатология» и сборника таблиц параметров предельной интенсивности дождя А.М. Курганова.

Подбор шага крепежа, толщины балласта и ширины рулонов для устройства гидроизоляционного слоя в зависимости от ветровой нагрузки на кровлю

Расчет количества клиновидной теплоизоляции для формирования основного уклона и контруклона на плоской кровле

Расчет базового значения удельного расхода энергии на отопление согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №1550/пр от 17.11.2017

Онлайн-инструмент для инженеров-сметчиков проектных организаций. Расчет стоимости материалов необходимый для оценки проектно-сметной документации.

Калькулятор для расчета количества воронок внутреннего водостока

Инструмент для анализа тепловых потерь здания

Калькулятор для расчёта материалов в системах с TAIKOR

С помощью данного онлайн калькулятора вы сможете рассчитать количество материалов, необходимое для выполнения комплексной системы тонкослойного штукатурного фасада ТН-ФАСАД ПРОФИ

Ваша роль на сайте
Cайт будет подстраиваться в зависимости от вашей роли. Изменить выбор можно в любой момент. Выбор роли находится в верхней части страницы, рядом с телефонным номером.
Проектировщик
Проектировщик
Архитекторы промышленных и гражданских объектов
Торговый партнер
Торговый партнер
Компании, реализующие продукцию ТЕХНОНИКОЛЬ
Подрядчик
Подрядчик
Компании, выполняющие подрядные работы
Заказчик
Заказчик
Юридические лица, пользующиеся услугами и материалами ТЕХНОНИКОЛЬ
Частный клиент
Частный клиент
Физические лица, пользующиеся услугами и материалами ТЕХНОНИКОЛЬ
Сотрудник
Сотрудник
Сотрудники Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ
Другое
Другое
Если ни одна из ролей вам не подходит, выберите этот вариант

Горячая линия

8 800 600-05-65

Проектировщикам

8 800 350-99-85

Часы работы: 09:00 - 18:00 (по МСК)

Связаться в WhatsApp
С помощью QR кода
Отсканируйте QR код с телефона
Qr-код ТЕХНОНИКОЛЬ в WhatsApp
Или перейдите по ссылке
Должно быть установлено приложение
Связаться в Telegram
С помощью QR кода
Отсканируйте QR код с телефона
Qr-код ТЕХНОНИКОЛЬ в телеграм
Или перейдите по ссылке
Должно быть установлено приложение
Заказать бесплатный звонок
Заказать звонок
Специалист дистанционной поддержки перезвонит вам в течение 1-го часа
* — обязательное поле
Специалист дистанционной поддержки позвонит вам на номер в течение 1-го часа

Изменить номер