СП 298.1325800.2017 (Изменение № 1)
Источник документа:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Основной документ
Изменения в документе
1
ИЗМЕНЕНИЕ N 1
к СП 298.1325800.2017 "Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила
проектирования"
ОКС 91.140.30
Дата введения 2019-11-18
Утверждено и введено в действие приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 17 мая 2019 г. N
285/пр
Содержание
Раздел 6. Наименование. Изложить в новой редакции:
"6 Правила проектирования и методика расчета продольной схемы вентиляции".
Раздел 7. Наименование. Изложить в новой редакции:
"7 Правила проектирования и методика расчета поперечной схемы вентиляции".
Раздел 8. Наименование. Изложить в новой редакции:
"8 Правила проектирования и методика расчета продольно-поперечных схем вентиляции
автодорожных тоннелей".
Введение
Дополнить абзацем в следующей редакции:
"Авторы разработки изменения N 1 - ООО "СанТехПроект" (канд. техн. наук А.Я.Шарипов), АС
"СЗ центр АВОК" (д-р техн. наук А.М.Гримитлин), Санкт-Петербургский горный университет (д-р техн.
наук С.Г.Гендлер), ОАО НИПИИ "Ленметрогипротранс" (В.А.Соколов).".
2 Нормативные ссылки
Дополнить нормативными ссылками в следующей редакции:
"СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной
безопасности";
"СП 60.13330.2016 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха";
"ГН 2.2.5.3532-18 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе
рабочей зоны".
Нормативную ссылку СП 51.13330.2011 изложить в новой редакции:
"СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума" (с изменением N 1)".
3 Термины и определения
Пункт 3.3. Заменить слово: "дымоудаления" на слова: "вытяжной системы противодымной
вентиляции".
Пункт 3.31. Дополнить пунктом 3.31а в следующей редакции:
"3.31а система противодымной вентиляции тоннеля (аварийная вентиляция): Комплекс
устройств, обеспечивающий при возникновении пожара удаление продуктов горения из его очага и
прилегающих к нему участков тоннеля, который может включать вентиляционное оборудование,
используемое для общеобменной вентиляции и функционирующее в специальных режимах, которое,
2
в случае необходимости, дополняется каналами и вентиляторами вытяжной системы противодымной
вентиляции, или содержать самостоятельную систему каналов и вентиляторов вытяжной системы
противодымной вентиляции.".
Пункт 3.34. Изложить в новой редакции:
"3.34 схема вентиляции тоннеля: Схема движения по тоннельным выработкам (транспортным
и сервисным) и расположенным в них вентиляционным каналам поступающих (свежих) и исходящих
(загрязненных) воздушных потоков с указанием направлений их перемещения и расходов воздуха.
Схемы вентиляции тоннелей подразделяют на продольную, поперечную и продольно-поперечную.".
Пункт 3.34.1. Изложить в новой редакции:
"3.34.1 продольная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая
использование в качестве вентиляционного канала для движения поступающих и исходящих
воздушных струй собственно транспортную выработку при условии, что направления их перемещения
по всей длине этой выработки параллельны ее продольной оси.".
Пункт 3.34.3. Изложить в новой редакции:
"3.34.3 продольно-поперечная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей,
предполагающая поступление свежего воздуха в транспортную выработку по одним вентиляционным
каналам или выработкам и удаление из нее исходящей воздушной струи по другим вентиляционным
каналам или выработкам, причем направления движения поступающей и исходящей струй по длине
транспортной выработки могут быть как параллельны, так и перпендикулярны ее продольной оси.
Примечание - Разновидностями продольно-поперечной схемы вентиляции автодорожных
тоннелей являются:
- схема вентиляции с полной или частичной заменой воздуха через выработки, пройденные
перпендикулярно оси транспортной выработки;
- схема вентиляции, основанная на подаче свежего воздуха или в вентиляционные каналы,
расположенные по длине транспортной выработки, или в сервисную выработку, пройденную
параллельно ей, поступлении воздуха в транспортную выработку через клапаны в вентиляционных
каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками, удалении исходящей воздушной
струи из транспортной выработки через порталы тоннеля;
- блоковая схема вентиляции, предполагающая разделение тоннеля на обособленные участки,
на каждом из которых воздух подается через порталы (стволы, штольни) или в вентиляционные
каналы, расположенные по длине участка транспортной выработки, или в сервисную выработку,
пройденную параллельно ей, поступление воздуха в транспортную выработку через клапаны в
вентиляционных каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками и его удаление
из транспортной выработки через вентиляционные стволы, штольни или порталы.".
4 Обозначения
Пункт 4.2. Дополнить после обозначения и определения индекса "л.гр.Д" следующими
индексами с соответствующими определениями:
"л.эл - легковые и легкие грузовые автомобили с электрическим двигателем;
л.гр.эл - легкие грузовые автомобили с электрическим двигателем;
авт.эл - автобусы с электрическим двигателем;".
5 Общие положения
Пункт 5.5. Заменить слово: "комбинированной" на "продольно-поперечной".
Пункт 5.7. Заменить слово: "комбинированная" на "продольно-поперечная".
Пункт 5.11. Второй абзац. Изложить в новой редакции:
3
"Среднее значение ПДК азота оксидов (в пересчете на азота окислы) для всех транспортных
ситуаций не должно превышать 5 мг/м в соответствии с ГН 2.2.5.3532.".
Пункт 5.13. Изложить в новой редакции:
"5.13 Производительность вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции
следует определять с учетом нормативного времени эвакуации людей и стратиграфии воздушного
потока на путях эвакуации, гарантирующей высоту незадымленного пространства тоннеля не менее
2,5 м и зависящую от конвективной мощности пожара (см. таблицу 5.2).
Двигатели вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции для удаления
газовоздушной смеси с температурой 400°С-600°С должны быть рассчитаны на безаварийную и
эффективную работу в течение 2 ч в соответствии с ГОСТ ISO 5802.".
Пункт 5.13. Таблица 5.2. Изложить в новой редакции:
"Таблица 5.2 - Данные, характеризующие мощность пожара в тоннеле при возгорании
транспортных средств различного типа
Тип транспортного средства
Максимальная
мощность пожара,
МВт
Время достижения
максимальной мощности
пожара, мин
Легковой автомобиль
5
10
Несколько легковых автомобилей
15
20
Автобус
30
15
Тяжелый грузовой автомобиль
150
15
Автомобиль-цистерна
300
-
Автомобили с электрическим приводом
-
-
Легковой автомобиль с газобаллонным оборудованием
6
-
Автобус с газобаллонным оборудованием
25
-
Не допускается въезд в тоннели автомобилей, перевозящих легковоспламеняющиеся вещества с
максимальной мощностью пожара, превышающей 100 МВт;
Максимальная мощность пожара от автомобилей на электрической тяге должна определяться на
основании натурных испытаний.
".
Пункт 5.19. Заменить слово: "комбинированной" на "продольно-поперечной".
Дополнить раздел подразделом 5.34 и пунктом 5.35 в следующей редакции:
"5.34 Тип системы противодымной вентиляции следует выбирать в зависимости от схемы
проветривания автодорожного тоннеля.
5.34.1 Противодымная вентиляция при продольной схеме проветривания осуществляется за
счет подачи воздуха в один портал тоннеля и вытеснении продуктов горения через другой портал.
5.34.2 Противодымная вентиляция при поперечной схеме проветривания реализуется с
помощью приточно-вытяжной схемы путем подачи воздуха к очагу пожара в транспортном отсеке
через клапаны или сбойки по одним выработкам (каналам) и удалении (вытяжки) продуктов горения
4
через огнезащитные клапаны (сбойки), соединяющие транспортный отсек с параллельными
выработками (каналами).
5.34.3 Противодымная вентиляция при продольно-поперечной схеме проветривания основана
на использовании приточно-вытяжной системы, предполагающей подачу воздуха к очагу пожара в
транспортном отсеке по одним выработкам и удалении продуктов горения по другим выработкам,
которые могут быть как параллельны, так и перпендикулярны выработкам с поступающей
вентиляционной струей.
5.35 Определение параметров противодымной вентиляции или совмещенных с ними систем
общеобменной вентиляции автодорожного тоннеля должно выполняться с учетом требований СП
7.13130.".
Раздел 6. Наименование. Изложить в новой редакции:
"6 Правила проектирования и методика расчета продольной схемы вентиляции"
Дополнить раздел пунктом 6.13 в следующей редакции:
"6.13 Использование продольной схемы для противодымной вентиляции ограничено длиной
тоннеля 300 м. При расчетном обосновании допускается применение продольной схемы
проветривания для противодымной вентиляции в случае однонаправленного движения транспортных
средств при длине тоннелей, достигающей 1000 м.
Вытеснение продуктов горения из транспортного отсека осуществляется с помощью
вентиляционного оборудования, расположенного в тоннеле за пределами зоны влияния очага
пожара.
Следует предусмотреть резервирование вентиляторов в случае попадания части из них в очаг
пожара.".
Раздел 7. Наименование. Изложить в новой редакции:
"7 Правила проектирования и методика расчета поперечной схемы вентиляции"
Пункт 7.4. Изложить в новой редакции:
"7.4 В вентиляционных каналах по длине тоннелей должны быть выполнены проемы для
установки двух типов клапанов. Через первые осуществляется подача свежего воздуха и отбор
загрязненного воздуха в эксплуатационных режимах, через вторые - удаление продуктов горения.
Клапаны, используемые в эксплуатационных режимах вентиляции, должны иметь площадь сечения
не более 1,5-2,5 м и устанавливаться на расстояниях 10-40 м друг от друга.
Площадь сечения клапанов для удаления продуктов горения может достигать 10-15 м с
увеличением расстояния между ними до 100 м. Уточненный выбор размеров клапанов для удаления
продуктов горения и расстояния между ними следует осуществлять на основании математического
моделирования процесса распространения продуктов горения, зависящего от расчетной мощности
пожара, температуры окружающей среды и горнотехнических параметров тоннеля. Все клапаны
должны быть снабжены механизмами для их автоматического закрытия (открытия) и иметь пределы
огнестойкости, соответствующие EI 120 (вытяжная противодымная вентиляция) и EI 90 (приточная
противодымная вентиляция).
Внешний вид типового клапана показан на рисунке 7.3а.
5
Рисунок 7.3а - Внешний вид конструкции противопожарного клапана".
Пункт 7.6. Рисунок 7.5. Подрисуночная надпись. Заменить слово: "дымоудаления" на слова:
"удаление газовоздушной смеси".
Пункт 7.7. Изложить в новой редакции:
"7.7 При удалении дыма с помощью вентиляторов, используемых в эксплуатационных режимах
для общеобменной вентиляции, необходимо осуществлять оценку их работоспособности при
изменении температуры газовоздушной среды в течение всего периода эвакуации людей и тушения
пожара. При этом аэродинамические характеристики вентиляторов должны быть скорректированы с
учетом температуры воздушной среды.".
Дополнить пунктом 7.7а в следующей редакции:
"7.7а Тоннели между собой и от эвакуационной штольни следует отделять противопожарной
преградой, выполненной в сбойках в виде тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.".
Раздел 8. Наименование изложить в новой редакции:
"8 Правила проектирования и методика расчета продольно-поперечных схем вентиляции
автодорожных тоннелей".
Пункты 8.1-8.7. Изложить в новой редакции:
"8.1 Продольно-поперечные схемы вентиляции сочетают в себе элементы продольной и
поперечной схем вентиляции, использование которых возможно как в различные периоды времени,
так и одновременно.
8.2 В период эксплуатации при длине автодорожных тоннелей 1000-2000 м, а в случае
движения транспорта в противоположных направлениях при длине 600-1000 м, а также при
возникновении пожара может быть использована приточно-вытяжная система (противодымная
вентиляция) с массовой вытяжкой загрязненного воздуха или продуктов горения (рисунок 8.1).
6
1 - вентилятор вытяжной системы противодымной вентиляции; 2 - канал вытяжной системы
противодымной вентиляции; 3 - струйные вентиляторы; 4 - очаг пожара
- направление движения воздуха при нормальном режиме вентиляции;
- направление движения воздуха при аварийных режимах вентиляции;
- направление движения пожарных и дымовых газов при аварийных режимах
вентиляции
Рисунок 8.1 - Приточно-вытяжная схема вентиляции автодорожного тоннеля с массовой вытяжкой
загрязненного воздуха или продуктов горения
8.3 В тоннелях длиной, превышающей 1000-2000 м, и при однонаправленном движении
транспорта при наличии выработок, связывающих центральную часть тоннеля с поверхностью, и
возможности размещения в этих выработках нагнетательных и всасывающих вентиляторов
допускается применять схему вентиляции, основанную на полной или частичной замене воздуха по
длине тоннеля (рисунок 8.2). Для предотвращения циркуляции воздуха расстояние между местом
сопряжения с тоннелем выработки, по которой свежий воздух нагнетается в тоннель, и местом
сопряжения с тоннелем выработки, по которым загрязненный воздух удаляется в атмосферу, должно
превышать 30-50 м.
1 - всасывающий вентилятор; 2 - нагнетательный вентилятор
- свежий воздух;
7
- загрязненный воздух
Рисунок 8.2 - Схема вентиляции при полной или частичной замене воздуха по длине тоннеля
8.4 Противодымная вентиляция в случае возникновения пожара в тоннеле для схемы,
представленной на рисунке 8.2, осуществляется по одной из выработок, связывающей тоннель с
атмосферой. Для этого используется приточно-вытяжная система с массовой вытяжкой продуктов
горения. Струйные вентиляторы, расположенные справа и слева от ствола, выполняют
вспомогательные функции, блокируя распространение дыма к порталам тоннеля (рисунок 8.3).
1 - ствол; 2 - струйные вентиляторы; 3 - очаг пожара; 4 - вентилятор вытяжной системы
противодымной вентиляции
- направление движения тоннельного воздуха;
- направление движения газовоздушной смеси;
- направление подачи воздуха струйными вентиляторами
Рисунок 8.3 - Приточно-вытяжная схема вентиляции автодорожного тоннеля с массовой вытяжкой
газовоздушной смеси
8.5 Для удаления продуктов горения из транспортного отсека при наличии сервисного тоннеля,
проходящего параллельно основному тоннелю и соединенного с ним сбойками, следует использовать
вентиляторы, расположенные на порталах сервисного тоннеля (рисунок 8.4). Струйные вентиляторы,
как и для схемы, приведенной на рисунке 8.3, выполняют вспомогательные функции.
При эксплуатационных режимах вентиляции в случае невысоких значений интенсивности
движения транспортных средств вентиляцию тоннеля следует осуществлять по продольной схеме.
При высокой интенсивности движения транспорта схема вентиляции, изображенная на рисунке 8.4,
легко перестраивается в продольно-поперечную схему, приведенную на рисунке 8.5, при которой
свежий воздух подается вентиляторами, расположенными на портале в сервисный тоннель, а из него
через сбойки поступает в тоннель с возможностью движения по нему в противоположных
направлениях.
8
- направления подачи воздуха струйными вентиляторами и движения воздуха при
удалении газовоздушной смеси;
- направление движения газовоздушной смеси при аварийных режимах вентиляции
Рисунок 8.4 - Приточно-вытяжная схема вентиляции автодорожного тоннеля с рассредоточенной
вытяжкой
- направление движения свежего воздуха;
- направление движения загрязненного воздуха
Рисунок 8.5 - Продольно-поперечная схема вентиляции автодорожного тоннеля при
эксплуатационных режимах проветривания
8.6 Максимальная протяженность тоннеля, при которой целесообразно применение
продольно-поперечной схемы вентиляции, использующей выполненный в пределах сечения тоннеля
вентиляционный канал, устанавливается аналогично поперечной схеме (см. 7.8) и, как правило, не
превышает 5 км. Область применения продольно-поперечной схемы вентиляции (максимальная
протяженность тоннеля) может быть расширена за счет использования струйных вентиляторов,
способствующих обеспечению необходимого распределения воздушных потоков по крыльям тоннеля
или увеличивающих расход воздуха, поступающего в тоннель (рисунок 8.6).
9
1 - тоннель; 2 - подающий канал; 3 - ствол; 4 - нагнетательный вентилятор; 5 - струйные вентиляторы
- направление движения свежего воздуха;
- направление движения загрязненного воздуха
Рисунок 8.6 - Продольно-поперечная схема вентиляции с использованием струйных вентиляторов
8.7 Проветривание тоннелей с длиной, превышающей 5 км, рекомендуется осуществлять на
основе блоковой схемы вентиляции, предполагающей разделение тоннеля на обособленные участки,
на каждом из которых может использоваться один из вариантов продольно-поперечной схемы
вентиляции (см. 3.34.3).
Для этого могут быть использованы выработки, имеющие аэродинамическую связь с
поверхностью (стволы, штольни и т.п.), и система прилегающих к этим выработкам вентиляционных
каналов (выполненных в подшивном потолке, находящихся под проезжей частью и т.п.).".
9 Правила сбора исходных данных для проектирования систем вентиляции
автодорожных тоннелей
Пункт 9.4. Шестой абзац и перечисления, относящиеся к нему. Изложить в новой редакции:
"- структура транспортного потока (интенсивность движения транспортных средств различного
типа):
легковой автомобиль (с бензиновыми , электрическим , дизельным
двигателями);
легкий грузовой транспорт (с бензиновым , электрическим , дизельным
двигателями) массой до 3,5 т;
тяжелый грузовой транспорт (с дизельным двигателем) :
- массой до 15 т - (грузовые автомобили и автобусы с электрическим двигателем );
- массой до 32 т (грузовые автомобили с прицепом и полуприцепом) - .".
11 Правила монтажа и контроль за выполнением работ по созданию систем вентиляции
автодорожных тоннелей
Пункт 11.1.1. Заменить слово: "дымоудаления" на слова: "вытяжной системы противодымной
вентиляции".
10
12 Правила и порядок проведения пусконаладочных работ
Пункт 12.7. Заменить слова: "режим дымоудаления" на "режим удаления продуктов горения".
Пункт 12.11. Заменить слово: "дымоудаления" на слова: "противодымной вентиляции".
Пункт 12.13. Изложить в новой редакции:
"12.13 Результаты работ, выполненных при испытаниях и пусконаладочных работах, следует
оформлять актом приемки.".
Приложение Д Значения выбросов частиц невыхлопного происхождения диаметром 2,5
мм
Таблица Д.1. Дополнить примечанием в следующей редакции:
"Примечание - Для автотранспорта с электрическими двигателями значения, приведенные в
настоящей таблице, следует увеличить на 13,5%.".
Приложение Е Методика расчета необходимого количества воздуха
Пункт Е.1.1. Изложить в новой редакции:
"Е.1.1 При известных значениях интенсивности движения транспортных средств различного
типа в час пик по всем полосам: легковые автомобили (с бензиновым , электрическим
и дизельным двигателями); легкий грузовой транспорт массой до 3,5 т (с
бензиновым , электрическим и дизельным двигателями); тяжелый грузовой
транспорт (с дизельным и электрическим двигателями) : массой до 15 т - (грузовые
автомобили и автобусы с электрическим двигателем); массой до 32 т - (грузовые автомобили с
прицепом и полуприцепом) - количество автомобилей различного типа , одновременно
находящихся в тоннеле длиной , при скоростях движения легковых автомобилей , легкого
грузового и тяжелого грузового автотранспорта, включая автобусы, вычисляют по
формулам:
, ; (Е.1)
; (Е.2)
, ; (Е.3)
; (Е.4)
, ; (Е.5)
. (Е.6)
Скорости движения транспортных средств задают только для режима движения "А". Для
замедленного режима движения скорость транспортных средств принимают равной, например, 10
км/ч. Для этого значения скорости и определяют количество транспортных средств различного типа,
находящихся в тоннеле.".
Пункт Е.1.2. Перечисление с). Изложить в новой редакции:
"с) интенсивность движения типов транспортных средств вычисляют по формулам:
, (Е.8)
, (Е.9)
Для просмотра полной версии скачайте документ
Кому будет полезно
- Проектным организациям
- Проектировщикам
- Архитекторам
- Инженерам-конструкторам
- Инженерам ОВ и ВК
- Строительно-монтажным организациям
- Строителям
- Прорабам
- Мастерам строительно-монтажных работ
- Монтажникам
- Инженерам строительного контроля
- Инженерам эксплуатирующих организаций
BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Калькуляторы
Смотреть все 11