СП 288.1325800.2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства
Источник документа:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Изменения в документе
1
СП 288.1325800.2016
СВОД ПРАВИЛ
ДОРОГИ ЛЕСНЫЕ
Правила проектирования и строительства
Forest roads. Rules of design and construction
ОКС 93.080
Дата введения 2017-06-17
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 952/пр и введен в
действие с 17 июня 2017 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке.
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации (Минстрой России) от 4 февраля 2019 г. N 83/пр c 05.08.2019; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 7 декабря 2021 г. N 903/пр c 08.01.2022
2
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019; М.: ФГБУ "РСТ", 2022
Введение
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 22 июля
2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и
сооружений", от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых
природных территориях", от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 4
декабря 2006 г. N 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении
Правил пожарной безопасности в лесах", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р "Об утверждении Перечня объектов
лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов".
Настоящий свод правил разработан авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (руководитель темы - академик PAT В.А.Сидяков, д-р техн. наук
Л.А.Андреева, канд. техн. наук А.Г.Колчанов, Ю.И.Норштейн, И.П.Потапов, А.Е.Данченко, А.С.Букреева) при участии ОАО "ЦНИИМЭ" (д-р техн. наук Н.C.Еремеев,
канд. техн. наук Ю.А.Котельников).
Изменение N 1 к СП 288.1325800.2016 разработано авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (д-р техн. наук Л.А.Андреева, канд. техн. наук
А.Г.Колчанов, И.П.Потапов, П.А.Костюкевич, А.В.Багинов, А.С.Букреева.).
Изменение N 2 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО "ЦНИИПромзданий" (канд. техн. наук Н.Г.Келасьев), ЗАО
"ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (д-р техн. наук Л.А.Андреева, канд. техн. наук А.Г.Колчанов)", ОО "Российская академия транспорта (И.П.Потапов).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство и содержание автомобильных лесных дорог на территории лесного фонда
Российской Федерации, являющихся дорогами необщего пользования и предназначенных для движения специализированных категорий транспортных средств.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-химических
испытаний
ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия
3
ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов.
Технические условия
ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости
ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного
строительства. Технические условия
ГОСТ 25192-2012 Бетоны. Классификация и общие технические требования
ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия
ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия
ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические
условия
ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия
ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32826-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования
ГОСТ 32959-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Габариты приближения
ГОСТ 33068-2014 (EN 13252:2005) Материалы геосинтетические для дренажных систем. Общие технические требования
ГОСТ 33148-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Технические требования
ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных
ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения
ГОСТ Р 53225-2008 Материалы геотекстильные. Термины и определения
4
СП 8.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности
СП 18.13330.2019 "СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий" (с изменением N 1)
СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4, N 5)
СП 34.13330.2021 "СНИП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 37.13330.2012 "СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 64.13330.2017 "СНиП II-25-80 Деревянные конструкции" (с изменениями N 1, N 2)
СП 119.13330.2017 СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" (с изменением N 1)
СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" (с изменением N 1)
СП 129.13330.2019 "СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"
СП 461.1325800.2019 Биопереходы на объектах транспортной инфраструктуры. Правила проектирования
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод
СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде
и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и
проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной
системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному
указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя
"Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать
действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная
ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода
правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение
рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном
фонде стандартов.
5
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по СП 34.13330, ГОСТ 33178, а также следующие термины с соответствующим определением:
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.1 биопереход: Искусственное сооружение, обеспечивающее безопасное пересечение животными объектов транспортной инфраструктуры.
3.2 пересеченная местность: Рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на
расстоянии не свыше 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3.3 нижний лесопромышленный склад: Лесопромышленный склад, расположенный в пункте примыкания лесовозной дороги к путям общего пользования.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3.4 лесопромышленный склад: Лесопогрузочный пункт, оборудованный техническими средствами для первичной обработки древесного сырья, хранения,
погрузки или пуска в сплав хлыстов и сортиментов, а также для переработки древесных отходов.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4 Классификация и категории лесных дорог
4.1 Лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги.
Лесовозные лесные дороги предназначены для вывозки заготовленной древесины с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических
грузов и доставки персонала к местам работы и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов). Лесовозные лесные
дороги строят в эксплуатирующихся лесах.
4.2 По срокам действия выделяют лесовозные лесные дороги постоянного действия и временные.
4.3 Лесовозные лесные дороги постоянного действия являются объектами капитального строительства и подразделяются на грузосборочные (лесовозные
магистрали), лесовозные ветки - ответвления от лесовозной магистрали и лесовозные усы - ответвления от лесовозных веток.
4.4 Временные лесные дороги не являются объектами капитального строительства и создаются без разработки проекта, соответствующего требованиям
настоящего свода правил и правил заготовки древесины. Временные лесные дороги подразделяются на лесные дороги летнего действия и зимнего (зимники).
6
4.5 Лесохозяйственные лесные дороги предназначены для доставки людей, лесохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и
лесным пожарам, а также для патрулирования лесных массивов. Лесохозяйственные лесные дороги строят в защитных и резервных лесах и не используют для
вывозки древесины.
Категории лесных дорог приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Классификация лесных дорог
Функциональное назначение
Грузооборот, млн т
нетто/год
Категория
Лесная дорога, связывающая лесосырьевую базу с нижним
лесопромышленным складом предприятия, пунктом потребления
древесины или дорогой общего пользования, пересекает лесной
массив и объединяет все лесные дороги в единую сеть
От 0,35 и выше
Лесная дорога, связывающая лесосырьевую базу с нижним
лесопромышленным складом, пунктом потребления древесины или
дорогой общего пользования, пересекает лесной массив и
объединяет все лесовозные дороги
От 0,14 до 0,35
Лесная дорога, примыкающая к лесным дорогам категории или
Менее 0,14
Лесные дороги, предназначенные:
- для доставки сельскохозяйственной и специальной техники и грузов
к местам производства работ и лесным пожарам;
- осуществления рекреационной деятельности;
- вывозки лесохимического сырья;
- подъезда к лесопитомникам;
- подъезда к кордонам и егерским участкам, а также для
патрулирования лесных массивов, временных дорог (сезонного
действия).
Без определенного
грузооборота
Примечание - Интенсивность движения зависит от типа применяемого автомобиля и грузооборота.
7
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.6 (Исключен, Изм. N 2).
5 Основные указания по проектированию лесных дорог
5.1 Общие рекомендации по транспортному освоению лесного участка
5.1.1 Транспортная схема лесных дорог должна обеспечивать транспортную доступность лесов в целях обеспечения многоцелевого, рационального,
непрерывного, неистощительного освоения лесов на лесном участке и их использования в соответствии с разрешенными видами использования.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.2 Транспортную схему разрабатывают с учетом ведомости лесотаксационных выделов, в которых допускаются заготовка древесины и другие виды
пользования, сроков примыкания лесосек, а также с учетом территориального размещения проектируемых объектов лесной, деревообрабатывающей
инфраструктуры, выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и других мероприятий].
Разработку транспортной схемы рекомендуется осуществлять одновременно с разработкой Проекта освоения лесов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.3 В целях использования благоприятных зимних условий для снижения затрат на строительство дорог и вывозку древесины следует предусматривать
сезонное районирование транспортного освоения лесного участка.
В зону зимней вывозки следует выделять лесные участки, относящиеся к типу местности III (см. приложение Б), по характеру и степени увлажнения с
неустойчивыми и заболоченными грунтами, а также с разбросанными, слабо концентрированными запасами и наиболее удаленные участки лесного массива,
требующие для освоения большого протяжения дорог. При выборе направления трассы зимних дорог следует отдавать предпочтение местности со спокойным
рельефом и небольшими руководящими подъемами и спусками.
Выделение лесных участков для зимней и летней вывозки рекомендуется выполнять обработкой картографических материалов с использованием
ГИС-технологий и кластерного анализа.
5.1.4 При разработке транспортной схемы освоения лесного участка должно быть уделено особое внимание уменьшению отрицательного влияния дорожной
сети на окружающую среду, защите водоемов от загрязнения и оттока поверхностных или подземных вод. Не допускается использование русел рек и ручьев в
качестве трасс лесных дорог.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.5 Густота транспортной сети (плотность дорог) для вывозки древесины должна быть оптимизирована. За критерий оптимизации принимают минимум
приведенных затрат на трелевку, строительство и содержание усов, веток и магистралей летнего и зимнего действия и транспортных затрат на вывозку древесины.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
8
5.1.6 Размещение лесных дорог для вывозки древесины на лесном участке осуществляется с учетом требований правил заготовки древесины по размерам
лесосеки, отводимой для освоения, срокам примыкания и способам примыкания лесосек, которые сводятся к следующему:
- площадь лесосек, на которых осуществляются сплошные заготовки спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах, не должна
превышать 50 га при ширине лесосек не более 500 м [3];
- размещение лесосек в квартале или на лесном участке, отводимых на заготовку в разные годы (примыкание), осуществляется с учетом срока, по истечении
которого проводят заготовку на непосредственно примыкающей лесосеке [3].
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2 Планирование размещения лесохозяйственных лесных дорог
5.2.1 Планирование размещения лесохозяйственных лесных дорог направлено на решение следующих задач:
- определение в документации по планированию территории размещения лесных дорог, назначения лесных дорог на основе совокупности социальных,
экономических, экологических, природоохранных, природно-климатических, инженерно-технических, организационных, правовых и иных факторов в целях
обеспечения устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их биоресурсного потенциала, сохранения и
воспроизводства, обеспечения пожарной и лесопатологической безопасности, устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной
инфраструктуры, а также обеспечения интересов граждан и их объединений;
- подготовка документации по планировке территории лесничеств и лесопарков;
- экономическое обоснование эффективности инвестиций в объекты лесной транспортной инфраструктуры для определения размера субвенций из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство лесных дорог [4].
5.2.2 Документацию по планированию размещения лесных дорог на территории земель лесного фонда разрабатывают в соответствии с требованиями
[4]-[6], СП 18.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
5.2.3 Документация по планированию территории может включать в себя планы размещения лесных дорог, предназначенных для выполнения следующих
функций:
- охрана, защита и воспроизводство лесов;
- транспортирование древесины или иной продукции, полученной в результате осуществления лесохозяйственных мероприятий, установленных [4];
- доставка персонала, специальной техники и материалов к местам работы в лесу.
5.2.4 Планы размещения сети лесных дорог разрабатывают на перспективу не менее 10 лет.
9
5.2.5 План размещения лесных дорог составляют для субъекта Российской Федерации. В зависимости от уровня развития лесной дорожной инфраструктуры
(лесные дороги и дороги общего пользования в границах лесничеств и лесопарков) допускается составление плана размещения сети лесных дорог только на
отдельные лесные участки.
5.2.6 Основные этапы планирования размещения лесных дорог включают в себя:
- экономические изыскания;
- инженерные изыскания;
- камеральное трассирование вариантов прокладки трассы по топографическим картам;
- подготовку проекта схемы размещения лесных дорог;
- оценку экономической эффективности инвестиций в строительство лесных дорог;
- утверждение плана размещения лесных дорог.
5.2.7 Экономические изыскания предшествуют подготовке плана размещения лесных дорог вне зависимости от их технической категории.
5.2.8 В плане размещения лесных дорог:
- определяют потребность в мощности сети, размеры и очередность капитальных вложений в строительство и реконструкцию дорог с учетом наиболее
рационального обеспечения транспортных связей и исходя из перспектив развития производительных сил;
- обосновывают технико-экономические рекомендации по строительству отдельных дорог (обосновывающие материалы), необходимые материальные ресурсы;
- рассчитывают экономическую эффективность затрат как в целом по сети, так и по отдельным объектам.
5.2.9 Перечень и границы лесных участков, обслуживаемых лесной дорогой, устанавливают в зависимости от конфигурации лесных массивов,
территориального размещения объектов, обеспечивающих охрану, защиту и воспроизводство лесов, рельефных, гидрогеологических условий местности, наличия
существующих путей транспорта на основе технико-экономического анализа перспективных направлений грузопотоков, обеспечивающих в полной мере выполнение
мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2.10 При экономических изысканиях проводят сбор и анализ следующей информации:
- характеристика особенностей природных условий района изысканий;
- местоположение и объемы грузообразующих и грузопотребляющих пунктов;
10
- местоположение, состав, протяжение и качественное состояние существующих путей транспорта;
- перспектива развития сети дорог общего пользования;
- характеристика уровня работы лесохозяйственного транспорта;
- состояние строительства и содержание лесной дорожной инфрастуктуры;
- обеспеченность района местными дорожно-строительными материалами;
- существующие и перспективные направления потоков грузов лесохозяйственных предприятий;
- предпочтительные направления развития лесохозяйственных путей транспорта в перспективе;
- другие данные, позволяющие определить технические показатели и эффективность инвестиций в создание лесных дорог, по [8].
5.2.11 Сбор экономических показателей проводят, как правило, за отчетный год и на перспективные расчетные сроки с разбивкой на промежуточные сроки,
определяемые конечными годами периодов перспективного планирования. За отчетный принимают год, предшествующий году проведения экономических изысканий.
5.2.12 Инженерные изыскания проводят камерально в соответствии с [9] и иными нормативными правовыми актами.
5.2.13 При необходимости инженерно-геодезические изыскания допускается проводить на местности. В состав полевых работ входят визуальные
обследования:
- устроенных лесных дорог (при отсутствии материалов об их инвентаризации или паспортизации), а также той части дорог общего пользования, которые
совпадают с основными перспективными грузопотоками, для выявления их качественного состояния и возможности использования для нужд лесного хозяйства (в
части охраны, защиты и воспроизводства лесов), определение объемов реконструкции;
- отдельных грунтовых проездов, расположенных в основном в благоприятных рельефных и гидрогеологических условиях, которые в зависимости от расчетных
объемов перевозок назначены к переустройству (реконструкции, техническому перевооружению, усилению дорожных одежд или сооружений и т.д.) с изменением
класса дороги;
- особо сложных участков наиболее важных магистральных направлений, определяющих принципиальное направление развития дорожной сети в целом в
перспективе, когда это невозможно установить по топографическим картам, материалам лесоустройства, геологическим и другим данным.
5.2.14 При размещении лесных дорог учитывают особенности ведения лесного хозяйства, продолжительность цикла лесохозяйственного производства,
рассредоточенность лесохозяйственных работ по территории лесных участков, необходимость многократного возвращения в одни и те же участки леса в течение
длительного периода, а также проведение ряда работ в определенные агротехнические сроки.
5.2.15 Направление лесных дорог допускается совмещать с направлениями квартальных просек, существующих дорог и противопожарных разрывов с учетом
рельефных и гидрологических условий лесного участка.
Для просмотра полной версии скачайте документ
Кому будет полезно
- Проектным организациям
- Проектировщикам
- Архитекторам
- Инженерам-конструкторам
- Инженерам ОВ и ВК
- Строительно-монтажным организациям
- Строителям
- Прорабам
- Мастерам строительно-монтажных работ
- Монтажникам
- Инженерам строительного контроля
- Инженерам эксплуатирующих организаций

BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Калькуляторы
Смотреть все 11