СП 287.1325800.2016 Сооружения морские причальные. Правила проектирования и строительства
Источник документа:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Основной документ
Изменения в документе
1
СП 287.1325800.2016
СВОД ПРАВИЛ
СООРУЖЕНИЯ МОРСКИЕ ПРИЧАЛЬНЫЕ
Правила проектирования и строительства
Marine berthing facilities. Rules of design and construction
ОКС 93.160
Дата введения 2017-06-17
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ОАО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт
морского транспорта" (ОАО "Союзморниипроект") и АО "Научно-исследовательский институт
транспортного строительства" (АО ЦНИИС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и
архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 987/пр и введен в
действие с 17 июня 2017 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее
уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация,
уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 13
марта 2024 г. № 177/пр c 14.04.2024
Изменение внесено изготовителем базы данных по тексту М.: ФГБУ "РСТ", 2024
Введение
В настоящем своде правил приведены требования, соответствующие целям: федеральных
законов от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" [1], от 3
июня 2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" [2], от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О
внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации" [3],
от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации" [4], от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды" [5], от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" [6], от 30
декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [7];
2
постановлений Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 1607 "Об утверждении
критериев классификации гидротехнических сооружений" [8], от 12 августа 2010 г. N 620 "Технический
регламент о безопасности объектов морского транспорта" [9].
Настоящий свод правил разработан впервые, отражает современный уровень исследований,
опыт проектирования и строительства морских причальных сооружений в различных
природно-климатических и гидрогеологических условиях и содержит требования по проектированию и
строительству морских причальных сооружений, направленные на обеспечение безопасных условий
для швартовки, стоянки и обработки судов, сохранности и повышения долговечности морских
причальных сооружений при взаимодействии с судами, работе перегрузочного оборудования и
портовых транспортных средств, складировании грузов.
Настоящий свод правил разработан авторскими коллективами ОАО "Союзморниипроект"
(руководитель - канд. техн. наук, доц. В.П.Гришин, исполнители - канд. техн. наук доц.
Н.Г.Заритовский, канд. техн. наук В.П.Мордвинцев, канд. техн. наук В.М.Мезенов, д-р техн. наук,
проф. С.Л.Эсаулов, М.М.Дулепин) и АО ЦНИИС (руководитель - д-р техн. наук, проф. А.А.Цернант,
исполнители - канд. техн. наук И.А.Бегун, канд. техн. наук, Н.А.Ефремов, В.А.Хитрых).
Изменение № 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО ЦНИИТС
(руководитель работы - Д.Г.Филимонов, канд. техн. наук Ю.В.Новак, канд. техн. наук А.Н.Ефремов,
В.А.Хитрых).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и
капитальный ремонт морских причальных гидротехнических сооружений (далее - причальные
сооружения).
1.2 Свод правил устанавливает общие требования к проектированию и строительству
стационарных причальных сооружений и частные требования к проектированию и возведению
гравитационных сооружений уголкового профиля и из массивовой кладки, причалов типа больверк,
эстакад, палов, причальных сооружений для особых условий.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества.
Общие технические условия
ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия
ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки
ГОСТ 2590-2006 Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент
ГОСТ 4781-85 Профили стальные горячекатаные для шпунтовых свай. Технические условия
ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные
элементы и размеры
ГОСТ 5686-2020 Грунты. Методы полевых испытаний сваями
ГОСТ 6713-2021 Прокат из конструкционной стали для мостостроения. Технические условия
ГОСТ 7566-2018 Металлопродукция. Правила приемки, маркировка, упаковка,
транспортирование и хранение
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические
условия
ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия
ГОСТ 8696-74 Трубы стальные электросварные со спиральным швом общего назначения.
Технические условия
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 9463-2016 Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия
ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости
ГОСТ 10181-2014 Смеси бетонные. Методы испытаний
ГОСТ 10704-91 Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент
ГОСТ 10705-80 Трубы стальные электросварные. Технические условия
ГОСТ 10706-76 Трубы стальные электросварные прямошовные. Технические требования
3
ГОСТ 12248.7-2020 Грунты. Определение характеристик прочности и деформируемости
мерзлых грунтов методом испытания шариковым штампом
ГОСТ 12730.5-2018 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости
ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические
требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
ГОСТ 14098-2014 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных
конструкций. Типы, конструкции и размеры
ГОСТ 17424-72 Тумбы швартовные морские. Технические условия
ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 19804-2021 Сваи железобетонные заводского изготовления. Общие технические условия
ГОСТ 20295-85 Трубы стальные сварные для магистральных газонефтепроводов. Технические
условия
ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний
ГОСТ 22266-2013 Цементы сульфатостойкие. Технические условия
ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия
ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия
ГОСТ 25100-2020 Грунты. Классификация
ГОСТ 25584-2023 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 31384-2017 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие
технические требования
ГОСТ 31447-2012 Трубы стальные сварные для магистральных газопроводов, нефтепроводов и
нефтепродуктопроводов. Технические условия
ГОСТ 32569-2013 Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и
эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах
ГОСТ 34028-2016 Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 35016-2023 (ISO/TR 10400:2018) Трубы обсадные, насосно-компрессорные, бурильные и
трубы для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности. Формулы и расчет свойств
ГОСТ Р 52664-2010 Шпунт трубчатый сварной. Технические условия
ГОСТ Р 53629-2009 Шпунт и шпунт-сваи из стальных холодногнутых профилей. Технические
условия
ГОСТ Р 54523-2011 Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и
мониторинга технического состояния
ГОСТ Р 55561-2013 Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения.
Требования безопасности
ГОСТ Р 56727-2015 Цементы напрягающие. Технические условия
ГОСТ Р 57997-2017 Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры
и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия
ГОСТ Р 70214-2022 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения
СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменениями № 2,
№ 3)
СП 16.13330.2017 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4,
№ 5)
СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия" (с изменениями № 1, № 2, № 3, №
4, № 5)
СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений" (с изменениями № 1, №
2, № 3, № 4, № 5)
СП 23.13330.2018 "СНиП 2.02.02-85* Основания гидротехнических сооружений" (с изменением
№ 1)
СП 24.13330.2021 "СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты" (с изменением № 1)
СП 25.13330.2020 "СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах" (с
изменением № 1)
СП 27.13330.2017 "СНиП 2.03.04-84 Бетонные и железобетонные конструкции,
предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур" (с
изменением № 1)
СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с
изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 38.13330.2018 "СНиП 2.06.04-82* Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения
(волновые, ледовые и от судов)" (с изменением № 1)
СП 41.13330.2012 "СНиП 2.06.08-87 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических
сооружений" (с изменением № 1)
4
СП 45.13330.2017 "СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты" (с
изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 58.13330.2019 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения" (с
изменениями № 1, № 2)
СП 63.13330.2018 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные
положения" (с изменениями № 1, № 2)
СП 64.13330.2017 "СНиП II-25-80 Деревянные конструкции" (с изменениями № 1, № 2, № 3, №
4)
СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции" (с изменениями №
1, № 3, № 4, № 5, № 6)
СП 101.13330.2023 "СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и
рыбозащитные сооружения"
СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (с изменениями № 1, № 2)
СП 350.1326000.2018 Нормы технологического проектирования морских портов (с изменением
№ 1)
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие
ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет, на
официальном сайте федерального органа исполнительной власти, разработавшего и утвердившего
настоящий свод правил, или по ежегодному информационному указателю "Национальные
стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам
ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен
ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать
действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если
заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется
использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после
утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная
ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение
рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без
замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не
затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в
Федеральном информационном фонде стандартов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ Р 70214, ГОСТ Р 54523, ГОСТ Р
55561, а также следующие термины с соответствующими определениями:
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1 кордон: Линия пересечения верхней горизонтальной плоскости причального сооружения и
его лицевой (морской) грани.
3.2 массивовая кладка: Конструкция в виде кладки из бетонных блоков массой до 100 т и
более.
3.3 сооружение эстакадного типа: Причальные сооружения, представляющие собой сквозные
конструкции из отдельно стоящих опор в виде свай, погруженных в грунт на определенную глубину и
соединенных между собой верхним строением.
3.4
средний многолетний уровень моря: Величина, полученная в результате осреднения
наблюденных значений уровня за многолетний интервал времени или полученная путем осреднения
данных гидродинамического моделирования колебаний суммарного уровня и течений для данной
акватории, выполненного для достаточно продолжительного периода времени (не менее 40 лет).
[ГОСТ Р 55615.3-2013, статья 3.66]
5
4 Общие положения
4.1 Проектирование причальных сооружений, возводимых в сейсмических районах, зонах
распространения просадочных, набухающих, торфяных грунтов, на подрабатываемых и
подверженных оползням и карстам территориях и в других особых условиях, следует осуществлять с
учетом требований нормативных документов.
4.2 В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и
характеристик сооружений требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по
обеспечению их безопасности должны быть обоснованы специально проводимыми исследованиями
согласно требованиям [7, статья 15, пункт 6].
4.3 При разработке проектов причальных сооружений следует иметь исходные данные,
определяемые в соответствии с генеральным планом и технологической частью проекта, с учетом
создания необходимой ширины территории и площади акватории порта, удобных водных,
железнодорожных и автодорожных подходов, минимизации объемов земляных работ по созданию
территории и акватории портов, оптимального баланса объемов выемки и насыпи, перспективы
развития порта (причального фронта).
4.4 В технологической части проекта определяются следующие исходные данные для
проектирования (СП 350.1326000, [22]):
- длина причалов;
- отметка дна у причала;
- отметка кордона причала;
- категория эксплуатационных нагрузок;
- типы и размерения расчетных судов;
- специальные требования к причалу;
- состав и размещение инженерных сетей и перегрузочного оборудования.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5 Исходными данными являются также следующие сведения о естественных условиях и
застройке участка строительства:
а) топографические (план участка строительства с горизонталями и привязкой существующих
зданий и сооружений);
б) гидрографические (план промеров глубин акватории с построением изобат, сведения о
морских свалках грунта и "кладбищах кораблей");
в) гидро- и метеорологические (режимные характеристики ветра, волнения, течения и уровней
воды, сведения о ледовом режиме, заносимости или размыве в районе расположения
проектируемого сооружения и примыкающих водных бассейнов, степень агрессивности среды,
климатические данные);
г) биологические, характеризующие отсутствие или наличие древоточцев различных видов,
степень интенсивности их деятельности, сохранность и гниение древесины на различных уровнях,
наличие биологических объектов, подлежащих охране;
д) геологические и гидрогеологические (геологические профили, физико-механические
характеристики грунтов основания и засыпки, сведения о грунтовых водах и их агрессивности);
е) данные о сейсмичности (с учетом сейсмического микрорайонирования), а также карстовых,
оползневых и просадочных явлениях на участке строительства.
4.6 В технологическую документацию по производству работ следует включать:
6
- производственные возможности строительной организации (производственные базы, их
расположение и характеристика, краны и иное строительное оборудование, трудовые ресурсы);
- размещение предприятий, изготовляющих элементы конструкции, их производственная
мощность, степень загрузки, технологические возможности;
- транспортные связи района строительства с базами, предприятиями-поставщиками, пунктами
заготовки местных строительных материалов;
- сведения о местных строительных материалах (номенклатура, количественная и качественная
характеристики, условия разработки и транспортирования).
4.7 Причальные сооружения в соответствии с СП 58.13330, подразделяются на постоянные
(основные и второстепенные) и временные.
Постоянные сооружения предназначены для длительной эксплуатации.
К временным относятся сооружениям со сроком службы не более пяти лет: причалы для
сезонных и временных погрузо-разгрузочных операций, временные убежища для стоянки судов, а
также сооружения, используемые в период строительства или ремонта постоянных сооружений.
4.8 Причальные сооружения подразделяются также в зависимости:
а) от расположения по отношению к берегу - на набережные (прямолинейные, ступенчатые),
причалы со съездами, оторочки, пирсы (узкие и широкие), рейдовые (островные);
б) возможности перемещения - на стационарные и плавучие;
в) конструктивных особенностей и принципа работы - на гравитационные, тонкие стенки типа
больверк, эстакады, мостового типа, смешанного типа;
г) применяемых строительных материалов - на бетонные, железобетонные, стальные,
композитные, деревянные и комбинированные (смешанные);
д) восприятия бокового давления грунта - на распорные и безраспорные;
е) назначения (специализации):
- грузовые,
- пассажирские,
- паромные переправы,
- судоремонтные,
- отстойные,
- портофлота.
4.9 Класс причальных сооружений следует назначать в соответствии с СП 58.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.10 В составе комплексного объекта строительства могут устанавливаться разные классы для
отдельных сооружений.
4.11 Для строительства причальных сооружений применяют следующие конструкционные
материалы: бетон, железобетон, сталь, камень и дерево, а при соответствующем обосновании -
полимерные материалы, с учетом требований действующих нормативных документов.
4.12 Для бетонных и железобетонных конструкций причальных сооружений и покрытий
7
территорий следует применять тяжелый бетон согласно ГОСТ 26633 и СП 63.13330. Требования к
бетону, которые должны быть приведены в проекте, в зависимости от конструкции сооружения и
условий службы бетона назначаются в соответствии с [10], настоящим сводом правил и
характеризуются классами по прочности на сжатие (В), марками по водонепроницаемости (W),
морозостойкости (F), средней плотности (D), по самонапряжению напрягающего бетона ( ).
Допускается также применение легких бетонов в соответствии с требованиями СП 41.13330.
4.13 Для основных несущих бетонных и железобетонных конструкций морских причальных
сооружений, эксплуатируемых в условиях агрессивного воздействия внешней среды, следует
применять тяжелые бетоны повышенной плотности (W16-W20) с прочностью на сжатие,
установленной СП 28.13330, до класса В45.
4.14 Класс бетона по прочности следует задавать заданием на проектирование сооружения с
учетом требований долговечности.
В зависимости от конструктивных особенностей и условий работы в сооружении для бетонных и
железобетонных конструкций следует назначать бетон классов, приведенных в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Рекомендуемые классы бетона по прочности на сжатие в зависимости от
конструктивных особенностей и условий работы сооружений
Конструкция или элемент
Рекомендуемый класс бетона по прочности
на сжатии
1 Сваи и сваи-оболочки, сборные элементы верхнего
строения, плиты уголковых стенок из предварительно
напряженных железобетонных конструкций
В22,5-В45
2 То же, из обычных железобетонных конструкций (без
предварительного напряжения)
В15-В30
3 Бетонные и железобетонные элементы и конструкции,
подверженные истиранию (дорожные покрытия, защитные
пояса, оболочки, козырьки и т.д.)
В22,5-В45
4 Бетонные массивы, бетонные и армированные элементы
надводных строений (подпорные стенки, оголовки)
В10-В22,5
5 Бетон для заполнения анкерных стаканов арматурных
пучков, железобетонных анкеров, торцевых прокладок,
распределительных поясов
В30-В45
6 Бетон омоноличивания рабочих стыков и узлов
Следует принимать равным классу бетона
омоноличиваемых элементов
Примечание - По требованиям расчета прочности и трещиностойкости, а также водонепроницаемости и
морозостойкости в части показателей 2 и 4 допускается принимать классы бетона выше приведенных в
настоящей таблице.
4.15 Выбор класса бетона для конструктивных элементов следует проводить на основании
технико-экономического сопоставления вариантов сечений, отличающихся классом бетона и
габаритами.
4.16 В зависимости от района строительства причального сооружения требования к бетону по
долговечности следует устанавливать согласно [10].
Особенности работы железобетонных конструкций в холодном климате и на вечномерзлых
грунтах с учетом температурно-влажностного режима приведены в [11].
4.17 Материалы, применяемые для изготовления гидротехнического бетона (цементы, добавки,
песок, щебень, гравий, вода для затворения бетона и промывки заполнителей), следует принимать по
ГОСТ 22266, ГОСТ 23732, ГОСТ 24211, а также в зависимости от района строительства,
8
агрессивности среды и зоны расположения конструкций согласно СП 28.13330, [10].
В случае применения напрягающего цемента его характеристики следует принимать согласно
ГОСТ Р 56727.
4.18 Характеристики арматуры для железобетонных конструкций в причальных сооружениях
следует принимать согласно требованиям СП 41.13330, СП 63.13330, СП 28.13330 и настоящего
свода правил.
4.19 Для железобетонных конструкций причальных сооружений без предварительного
напряжения арматуры в качестве устанавливаемой по расчету арматуры следует преимущественно
применять арматуру периодического профиля классов А-III (А400), A-IV (А600) и A-V (А800), а также
холоднотянутую проволоку обыкновенную периодического профиля класса Вр-I (Вр500) в сварных
сетках и каркасах. При обосновании экономической целесообразности допускается применять
арматуру более высоких классов.
Для поперечного, косвенного и конструктивного армирования следует преимущественно
применять гладкую арматуру класса A-I (А240) из стали марок Ст3сп и Ст3пс (с категориями
нормируемых показателей не ниже 2 по ГОСТ 535), а также арматуру периодического профиля
классов А-III (А400), A-IV (А600), проволочную арматурную сталь класса Вр-I (Вр500).
4.20 Для предварительно напряженных железобетонных конструкций следует предусматривать:
- в качестве напрягаемой арматуры:
- горячекатаную и термомеханически упрочненную периодического профиля классов А-IIIв
(упрочненная вытяжкой), A-IV (А600), A-V (А800);
- в качестве ненапрягаемой арматуры:
- горячекатаную гладкую класса A-I (А240),
- горячекатаную, термомеханически упрочненную и холоднодеформированную периодического
профиля классов А-III (А400), А500, A-IV (А600), A-V (А800), проволочную арматурную сталь класса
Вр-I (Вр500).
4.21 При выборе вида и марок сталей для арматуры, устанавливаемой по расчету, а также
прокатных сталей для закладных деталей следует учитывать температурные условия эксплуатации
конструкций и характер их нагружения согласно требованиям СП 27.13330 и СП 35.13330.
Влияние низких температур на свойства сталей, используемых для армирования
железобетонных конструкций, показано в [11].
В конструкциях, эксплуатируемых при статической (и квазистатической) нагрузке на открытом
воздухе при расчетной температуре минус 40°С и ниже, может быть применена арматура всех
указанных выше классов, за исключением арматуры класса А-III (А400) из стали марки 35ГС, класса
A-I (А240) из стали марки Ст3кп, применяемых при расчетной температуре минус 30°С и ниже.
При расчетной температуре ниже 55°С рекомендуется использовать арматуру класса A-V
(А800) из стали марки 20Г2СФБА.
Для железобетонных конструкций, эксплуатируемых в агрессивной среде, следует применять
арматуру класса A-IV (А600) марки Ст20ХГ2Ц.
При надлежащем обосновании для железобетонных конструкций портовых сооружений
допускается применять стержневую и проволочную арматуру других классов, их нормативные и
расчетные характеристики следует принимать по действующим нормативным документам.
При проектировании зоны передачи предварительного напряжения, анкеровки арматуры в
бетоне и соединений арматуры внахлестку (без сварки) следует учитывать характер поверхности
арматуры (ГОСТ 34028).
При проектировании сварных соединений арматуры следует учитывать способ изготовления
9
арматуры (ГОСТ 14098).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.22 Для закладных деталей и соединительных накладок следует применять, как правило,
прокатную углеродистую сталь с учетом характера нагрузок на закладную деталь и температурных
воздействий согласно СП 41.13330.
4.23 Для монтажных (подъемных) петель элементов железобетонных и бетонных конструкций
следует применять горячекатаную арматурную сталь класса A-I (А240) марок Ст3сп и Ст3пс (с
категориями нормируемых показателей не ниже 2 по ГОСТ 535).
В случае монтажа конструкций при расчетной зимней температуре ниже минус 40°С для
монтажных петель не допускается применять сталь марки Ст3пс.
4.24 Сталь, применяемая для металлических конструкций причальных сооружений, должна
удовлетворять требованиям СП 16.13330 и настоящего свода правил.
4.25 Для несущих стальных конструкций причальных сооружений следует применять прокатную
сталь марок Ст3Гсп, Ст3сп и Ст3пс по ГОСТ 380 и марки 16Д по ГОСТ 6713.
В особо тяжелых условиях службы, в районах с температурой ниже минус 40°С, следует
применять низколегированную сталь по ГОСТ 19281 с ударной вязкостью не менее 29 Дж/см .
4.26 Для изготовления анкерных тяг и деталей их соединений следует применять сталь марок
Ст3сп и Ст3Гпс для сварных конструкций по ГОСТ 380, марки 09Г2С по ГОСТ 19281, а также по ГОСТ
2590.
Допускается для изготовления анкерных тяг применение стали Ст3пс при условии их
транспортирования и монтажа при температуре не ниже минус 20°С, а также сталей других марок с
характеристиками на холодный изгиб, относительное удлинение и свариваемость не ниже, чем для
сталей, указанных в настоящем пункте.
4.27 Для металлических стенок больверков следует применять шпунт из углеродистой стали
марки Ст3сп для сварных конструкций по ГОСТ 380, низколегированной стали марки 15ХСНД по
ГОСТ 19281.
Допускается применение шпунтов прокатанных, трубчатых и электросварных профилей
(приложение А), других профилей и из других видов сталей с обеспечением требуемых механических
характеристик и химического состава при соответствующем технико-экономическом обосновании.
4.28 Для металлических свай и свайных оболочек при соответствующем обосновании
допускается применять бесшовные и стальные электросварные прямошовные и спиральношовные
трубы согласно требованиям нормативных документов, приведенных в приложении Б. При
соответствующих обосновании и технологии погружения допускается применять новые
спиральношовные трубы.
Стальные трубы, бывшие в употреблении (эксплуатации), применять не допускается
4.29 Технология изготовления оболочек большого диаметра изложена в [25].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.30 Для верхних строений конструкций мостового типа следует применять углеродистую и
низколегированную сталь согласно ГОСТ 6713.
4.31 Для болтов крепления связных балок и швартовных тумб следует применять сталь марки
Ст3сп согласно требованиям ГОСТ 2590 и ГОСТ 380.
4.32 Для конструктивных элементов, не подлежащих расчету, следует применять сталь марки
Ст3кп по ГОСТ 380.
4.33 Отливки для стальных конструкций следует проектировать из углеродистой стали согласно
10
требованиям ГОСТ 977 и серого чугуна, удовлетворяющего требованиям ГОСТ 1412.
4.34 Сварные соединения стальных конструкций следует выполнять из сварочных материалов
согласно настоящему своду правил.
4.35 Для устройства разгрузочных призм, постелей под причальными сооружениями и
образования подпричальных откосов применяют природный камень, виды и свойства которого
приведены в [13].
4.36 Щебень и гравий для устройства обратных фильтров, укрепления дна перед стенкой и т.п.
следует принимать согласно ГОСТ 8267, а также по условию неразмокаемости согласно требованиям
соответствующих нормативных документов.
4.37 Для обратной засыпки пазух причальных стенок следует применять скальный или
природный песчаный грунт, содержащий по массе более 90% фракций крупнее 0,1 мм, в том числе не
ниже 50% фракций крупностью 0,25 мм и более.
Допускается применять другие песчаные грунты, включая пылеватые пески, если содержание
глинистых частиц с размером фракций менее 0,1 мм не превышает 5%.
Не допускается применять для засыпки грунты, содержащие растворимые в воде сернокислые
соли и органические частицы в количестве более 5% сухой минеральной части грунта.
Возможность применения для засыпки глинистых грунтов или доменных шлаков следует
обосновывать опытом эксплуатации в местных условиях или специальными исследованиями.
4.37а При использовании в качестве коннекторов цельнометаллических фасонных профилей
(таблица А.1, пункт 14), для обеспечения кольматирования замковых соединений шпунта и
достижения водонепроницаемого состояния замковых соединений (коэффициент фильтрации
0 м/сут по ГОСТ 25584), в качестве обратной засыпки применяют песчаные грунты по ГОСТ
25100 мелких и тонких фракций крупностью от 0,05 до 0,25 мм.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
4.38 Для изготовления деревянных конструкций причальных сооружений (отбойных рам, свай,
кранцев, палов и др.) применяются пиломатериалы и круглый лес хвойных пород, преимущественно
сосновых, отвечающие требованиям ГОСТ 9463 и ГОСТ 8486. Кроме указанных материалов
допускается использовать также клееную древесину.
Для несущих конструкций и отбойных устройств следует применять лес 1-го и 2-го сортов, для
нерасчетных и неответственных элементов - 2-го и 3-го сортов.
Проектировщик в случае технико-экономического обоснования предлагаемых конструктивных
решений может применять другие швартовные устройства.
4.39 В проектах необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие долговечность
конструкций причальных сооружений, их ремонтопригодность и стойкость при следующих
агрессивных воздействиях:
а) многократное попеременное замораживание и оттаивание, а также увлажнение и высыхание,
вызывающие разрушение бетона в зоне переменного уровня воды;
б) химическое действие морской воды и других агрессивных минерализованных или пресных
вод, атмосферы, насыщенных влагой химических грузов и блуждающих токов, вызывающих коррозию
бетона и стали;
в) истирание и механическое повреждение конструкций в результате воздействия
швартующихся судов, волн, движущихся наносов, льда и иных плавающих предметов;
г) разрушение лесоматериалов в результате гниения или действия древоточцев;
д) вымывание грунта обратной засыпки, вызванное переменным уровнем воды (приток- отток).
Для просмотра полной версии скачайте документ
Кому будет полезно
- Проектным организациям
- Проектировщикам
- Архитекторам
- Инженерам-конструкторам
- Инженерам ОВ и ВК
- Строительно-монтажным организациям
- Строителям
- Прорабам
- Мастерам строительно-монтажных работ
- Монтажникам
- Инженерам строительного контроля
- Инженерам эксплуатирующих организаций

BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Калькуляторы
Смотреть все 11