Мы используем файлы cookies, чтобы стать для вас лучше. Подробнее…

Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих файлов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс. Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Просим внимательно ознакомиться с Политикой обработки персональных данных.

Хорошо
Язык:

Обращаем внимание, что перевод страницы выполнен с использованием средств автоматического перевода, в следствии чего может содержать неточноcти.

Согласен(на)
Интернет-магазин
Горячая линия 8 800 600-05-65
Для проектировщиков 8 800 350-99-85
Добавьте системы в сравнение
ДокументыНормативные документыСП 268.1325800.2016 Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила проектирования

СП 268.1325800.2016 Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила проектирования

Документ  PDF
821.2 КБ
Номер документа: СП 268.1325800.2016
1
СП 268.1325800.2016
СВОД ПРАВИЛ
ТРАНСПОРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
Правила проектирования
Transport structures in seismic zones. Specifications for earthquake-resistant design
ОКС 93.040
93.060
93.080
93.100
93.120
93.140
Дата введения 2017-06-17
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Общество с ограниченной ответственностью "Проектирование,
обследования, испытания строительных конструкций" (ООО "ПОИСК")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и
архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 986/пр и введен в действие с 17 июня 2017 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее
уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация,
уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Введение
Настоящий свод правил разработан в соответствии с требованиями федеральных законов от
27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ
"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Работа выполнена ООО "ПОИСК" (руководитель работы д-р геол.-мин. наук, проф.
Г.С.Шестоперов). При разработке настоящего свода правил были использованы предложения АО
"ЦНИИС" (д-р техн. наук, проф. Г.С.Переселенков, д-р техн. наук, проф. А.А.Цернант, канд. техн. наук
В.И.Казаркина, Г.Г.Орлов, С.А.Челобитченко, инж. В.В.Володин), ФГБОУ ВО "Тульский
2
государственный университет" -р техн. наук С.В.Анциферов, д-р техн. наук, проф. Н.С.Булычев, д-р
техн. наук, проф. П.В.Деев, д-р техн. наук, проф. А.С.Саммаль, д-р техн. наук, проф. Н.Н.Фотиева),
ОАО "Метрогипротранс" -р техн. наук, проф. И.Я.Дорман), ОАО "Ленметрогипротранс" -р техн.
наук К.П.Безродный).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании скоростных магистралей,
магистралей с преимущественно пассажирским движением, особогрузонапряженных магистралей и
железных дорог категорий I-IV, автомобильных дорог общего пользования категорий I-IV,
метрополитенов, скоростных городских дорог и магистральных улиц, пролегающих в районах
сейсмичностью 6-10 баллов.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на железнодорожные пути с повышенными по
сравнению с предусмотренными СП 119.13330 нагрузками от железнодорожного транспорта и на
высокоскоростные железные дороги (свыше 200 км/ч).
Примечание - При проектировании сооружений на железных дорогах категории V по СП
119.13330 и на внешних железнодорожных путях промышленных предприятий сейсмические нагрузки
следует учитывать, если отказ этих сооружений при землетрясении влечет за собой тяжелые
социальные, экономические или экологические последствия. Исключение антисейсмических
мероприятий при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте упомянутых
сооружений допускается по представлению генерального проектировщика, утвержденному
заказчиком, при условии соблюдения требований социальной и экологической безопасности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные
элементы и размеры
ГОСТ 14959-79 Прокат из рессорно-пружинной углеродистой и легированной стали.
Технические условия
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)
СП 22.13330.2011 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"
СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты"
СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы"
СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные
положения" (с изменениями N 1, 2)
СП 119.13330.2012 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм"
СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003 Метрополитены" (с изменением N 1)
СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные"
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие
ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по
ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по
состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя
"Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана
недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с
3
учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который
дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным
выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный
документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на
которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если
ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил
целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими
определениями:
3.1 амортизаторы: Устройства, уменьшающие сейсмическую нагрузку за счет изменения
периодов и форм собственных колебаний сооружения.
3.2 анкеры (вертикальные): Конструкции, связывающие опоры с пролетными строениями
мостов для предотвращения подбрасывания опорных узлов балок и ферм.
3.3 антисейсмические мероприятия: Совокупность мер, выполняемых на всех этапах
создания и эксплуатации сооружения (изыскания, проектирование, постройка, содержание) в целях
обеспечения сейсмостойкости несущих конструкций при землетрясениях расчетной силы и
безопасности движения в районе стихийного бедствия.
3.4 антисейсмические устройства: Специальные конструктивные элементы, создающие
существенный положительный эффект при разрушительном землетрясении.
3.5 буферы: Устройства, снижающие напряжения при ударных нагрузках в пролетных
строениях мостов.
3.6 демпферы: Устройства, поглощающие энергию колебаний сооружения при землетрясении.
3.7 карты общего сейсмического районирования; ОСР: Комплект из трех карт,
показывающих распределение в первом приближении сейсмической опасности по территории
Российской Федерации с вероятностью превышения картируемой балльности 10, 5 и 1% за интервал
времени 50 лет или со средним интервалом времени между землетрясениями указанной на карте
силы 500 лет (карта А), 1000 лет (карта В) и 5000 лет (карта С).
3.8 классификация по сейсмостойкости: Подразделение сооружений на классы в
зависимости от допустимой вероятности превышения расчетной сейсмической нагрузки за интервал
времени 50 лет.
3.9 класс сейсмостойкости: Системная единица, позволяющая упорядочить множество
сооружений по свойству выдерживать без разрушения землетрясения, повторяющиеся с различной
частотой (в среднем один раз за 500 лет или реже) в месте расположения объекта.
3.10 комбинированные антисейсмические устройства: Конструкции, выполняющие функции
двух и более антисейсмических устройств (амортизаторов, буферов, демпферов и др.).
3.11 коэффициент инженерно-геологической обстановки (условий на месте
строительства): Поправка к нормативным амплитудным характеристикам колебаний грунта,
учитывающая влияние сейсмических свойств расчетной толщи грунта на интенсивность
сейсмического воздействия.
3.12 коэффициент нестандартного гашения колебаний: Поправка к сейсмической нагрузке
от масс сооружения, учитывающая отклонение декремента упругих колебаний объекта от
стандартного значения, в том числе за счет работы демпферов.
3.13 коэффициент рельефа местности: Поправка к нормативным амплитудным
характеристикам колебаний грунта, учитывающая влияние геоморфологических условий на
интенсивность сейсмического воздействия.
4
3.14 коэффициент сейсмического режима: Поправка к нормативным амплитудным
характеристикам колебаний грунта, учитывающая отклонение математического ожидания интервала
времени между землетрясениями расчетной силы от значений среднего периода, указанного на
выбранной для проектирования карте ОСР.
3.15 коэффициент учета неупругих деформаций: Поправка к сейсмической нагрузке,
учитывающая влияние на сейсмическую нагрузку от масс сооружения, снижения жесткости
конструкций и увеличения рассеяния энергии колебаний из-за появления трещин и пластических
деформаций в частях сооружения и грунтах оснований фундаментов.
3.16 нормализованный спектр сейсмического воздействия на сооружение (спектр
реакции осциллятора на сейсмическое воздействие): Наибольшее ускорение колебаний массы
осциллятора при землетрясении в долях максимального ускорения колебаний грунта в зависимости
от периода собственных колебаний осциллятора; огибающая нормализованных спектров,
построенная для многих землетрясений, используется в виде коэффициента динамичности при
определении сейсмической нагрузки от масс сооружения спектрально-модальным методом.
3.17 нормативные амплитуды колебаний грунта: Принимаемые при проектировании
сооружений в качестве исходных характеристик сейсмического воздействия математические
ожидания наибольших амплитуд перемещений, скоростей и ускорений горизонтальных колебаний
средних по сейсмическим свойствам грунтов на ровных участках местности, соответствующие силе
землетрясения, указанной на нормативной карте ОСР.
3.18 расчетное землетрясение: Принимаемое при разработке антисейсмических мероприятий
землетрясение, характеристики которого определяются с учетом предельно допустимого
сейсмического риска при проектировании сооружения, исследований по уточнению исходной
сейсмичности и по сейсмическому микрорайонированию участка строительства, установленных
нормами ограничений на расчетную сейсмичность.
3.19 сейсмический риск R: Мера сейсмостойкости транспортного сооружения, равная
вероятности превышения расчетной сейсмической нагрузки за интервал времени 50 лет; связан с
величиной среднего интервала времени Т между землетрясениями расчетной силы в пункте
строительства формулой .
3.20 сейсмостойкость: Способность сооружения выдерживать без полной потери
эксплуатационных свойств (наступления одного из предельных состояний первой группы)
землетрясения расчетной силы (интенсивности).
3.21 спектрально-модальный метод: Метод определения сейсмической нагрузки в
зависимости от расчетного ускорения колебаний грунта в долях ускорения силы тяжести, веса
отдельных частей сооружения, периодов и форм собственных колебаний объекта, декремента
колебаний по основной форме.
3.22 стопоры: Устройства для удержания пролетных строений мостов от сдвига из проектного
положения при землетрясении.
3.23 сцепные устройства: Конструкции, связывающие концы соседних разрезных пролетных
строений между собой в целях предотвращения обрушения пролетных строений на грунт при
землетрясении.
4 Основные положения
4.1 Транспортные сооружения в сейсмических районах, грунты в полосе отвода и прилегающие
склоны следует рассматривать как составные части единой природно-технической системы,
подвергающейся при землетрясениях поражающим факторам (воздействиям) в виде сейсмических
волн в грунте, вертикальных и горизонтальных перемещений крыльев разлома, тектонических
разрывов земной поверхности, сейсмооползней, обвалов, снежных лавин, селевых и водно-песчаных
потоков, разжижения грунта, цунами, затопления участков местности из-за ее опускания или
образования сейсмогравитационных и сейсмотектонических дамб в долинах рек и других
сопровождающих землетрясения воздействий.
4.2 Мероприятия по защите транспортных сооружений, грунта строительных площадок и
5
прилегающих склонов от землетрясений расчетной силы разрабатываются и осуществляются в целях
минимизации социальных потерь, экономического и экологического ущерба посредством
предотвращения отказа транспортной инфраструктуры, функционирование которой при
чрезвычайных ситуациях необходимо для обеспечения спасательных, аварийных и неотложных
восстановительных работ, для оказания всех видов помощи пострадавшему населению, включая
возможную эвакуацию людей из района стихийного бедствия.
4.3 Мероприятия по защите от землетрясений должны предусматриваться в таких составе и
объеме, чтобы объект выдержал землетрясение расчетной силы и сопутствующие ему поражающие
факторы без обрушения несущих конструкций и прилегающих склонов, а также без таких
повреждений, которые могут стать причиной аварий транспортных средств или вызвать прекращение
движения транспорта в результате землетрясения.
4.4 Расчетное сейсмическое воздействие (расчетная сейсмичность) для объектов
транспортного строительства определяется в зависимости от установленного в таблице 4.1
допустимого сейсмического риска при проектировании сооружения, сейсмической обстановки в
районе (пункте) строительства, а также инженерно-геологических и геоморфологических условий на
участке расположения сооружения или здания с учетом ограничений на расчетную сейсмичность,
указанных в 4.8.
Примечание - В зависимости от допустимого сейсмического риска транспортные сооружения по
исполнению подразделяются на три класса сейсмостойкости. Для сооружений класса
сейсмостойкости I допустимый сейсмический риск принимается от 1 до 2,5%, для сооружений классов
сейсмостойкости II и III допустимый сейсмический риск принимается 5 и 10% соответственно.
4.5 Класс сейсмостойкости объектов транспортного строительства определяется по таблице
4.1. Решение о выборе уровня антисейсмической защиты объектов, не включенных в таблицу 4.1,
принимается по представлению генерального проектировщика, согласованному с заказчиком.
Примечание - Класс сейсмостойкости сооружения должен учитываться:
- при выборе карты общего сейсмического районирования;
- при уточнении исходной сейсмичности (УИС) и сейсмическом микрорайонировании (СМР)
участка строительства;
- при разработке видов и объемов антисейсмических мероприятий;
- при организации научно-технического сопровождения проектируемых сооружений;
- при организации инструментального сейсмического и сейсмотектонического мониторинга на
стадии эксплуатации сооружения.
4.6 Исходную сейсмичность района (пункта) строительства для сооружений классов
сейсмостойкости I, II и III следует определять исходя из средней частоты (повторяемости)
землетрясений расчетной силы один раз за 5000 лет, один раз за 1000 лет и один раз за 500 лет
соответственно. Исходную сейсмичность устанавливают по картам общего сейсмического
районирования в целых баллах шкалы MSK-64.
4.7 Мероприятия по защите от землетрясений транспортных сооружений разрабатываются с
УИС района (пункта) строительства и с учетом результатов работ по СМР участков расположения
сооружений.
4.8 Для объектов транспортного строительства антисейсмические мероприятия должны
предусматриваться при расчетной сейсмичности 7 баллов и более. Для сооружений классов
сейсмостойкости II и III расчетная сейсмичность принимается не более 9 баллов шкалы MSK-64.
4.9 При разработке проектной документации на капитальный ремонт и (или) реконструкцию
транспортных сооружений, расположенных в сейсмических районах, следует учитывать требования
настоящего свода правил.
6
Таблица 4.1 - Классификация объектов транспортного строительства по сейсмостойкости
Класс сейсмостойкости
объектов
Номенклатура объектов
I - допустимый
сейсмический риск от 1
до 2,5%
Наиболее крупные и капиталоемкие объекты на железных и автомобильных
дорогах категорий II и выше, на скоростных городских дорогах, линиях
метрополитена и скоростного монорельсового транспорта: балочные, арочные и
рамные мосты с пролетами более 150 м; виадуки с опорами над поверхностью
грунта высотой более 50 м; мосты, эстакады, подводные тоннели, тоннели и
станции метрополитена, горные тоннели и лавинозащитные галереи длиной более
500 м, многоярусные транспортные развязки с организацией движения в трех и
более уровнях. Висячие и вантовые мосты через большие реки, морские проливы и
заливы с главными пролетами более 300 м на дорогах всех категорий
II - допустимый
сейсмический риск 5%
Мосты через водотоки, виадуки, эстакады, путепроводы, транспортные развязки,
тоннели, галереи (кроме сооружений, отнесенных к объектам класса
сейсмостойкости I), подпорные стены, водопропускные трубы, пешеходные мосты и
тоннели, пассажирские платформы, насыпи и выемки, возводимые на железных и
автомобильных дорогах категорий II и выше, а также на скоростных городских
дорогах, магистральных улицах (проспектах) общегородского значения, линиях
метрополитена, трамвая и скоростного монорельсового транспорта. Опоры
контактной сети на железных дорогах категории II и выше
III - допустимый
сейсмический риск 10%
Мосты через водотоки, виадуки, эстакады, путепроводы, транспортные развязки,
тоннели и галереи, подпорные стены, водопропускные трубы, пассажирские
платформы, пешеходные мосты и тоннели, насыпи и выемки, сооружаемые на
железных и автомобильных дорогах категорий III и IV, а также на магистральных
городских дорогах (улицах) районного значения. Опоры контактной сети на
железных дорогах категорий III и IV
4.10 При проектировании сооружений класса сейсмостойкости I на участках сейсмичностью 9
баллов и более необходимые исследования и мероприятия обеспечиваются с учетом требований [1].
4.11 Требования к сейсмостойкости сооружений по 4.10 должны быть обоснованы
исследованиями надежности и эффективности специальных конструкций антисейсмической защиты,
обеспечивающих прочность и устойчивость несущих конструкций объекта при расчетном
землетрясении.
4.12 В проектах транспортных сооружений класса сейсмостойкости I, возводимых на участках
сейсмичностью более 9 баллов, следует предусматривать устройство стационарной станции
инструментального сейсмического мониторинга, включая сейсмический мониторинг землетрясений,
инженерно-сейсмометрический мониторинг реагирования конструкций на землетрясения,
геодезический мониторинг деформирования грунта, обусловленного тектоническими процессами и
землетрясениями.
Примечание - Инструментальный сейсмический мониторинг может включаться в программу
работ станций технического мониторинга на транспортных объектах.
4.13 Проект станции разрабатывается по утвержденному заказчиком техническому заданию
генерального проектировщика, согласованному организацией, принимающей на себя эксплуатацию
станции.
4.14 Данные сейсмического мониторинга следует учитывать при разработке дополнительных
мер антисейсмической защиты, обеспечивающих долговечность объекта и безопасность движения по
нему поездов и автомобилей. Расходы на сейсмометрический мониторинг несет организация,
эксплуатирующая сооружение.
5 Трассирование дорог
5.1 При трассировании железных и автомобильных дорог в горной и предгорной местности с
проявлениями опасных геологических процессов положение трассы следует выбирать по
результатам сравнения варианта обхода участков возможных при землетрясениях тектонических
разрывов грунта, скальных обвалов, осыпей, оползней, лавин, селей, провалов грунта в карстовые
полости с вариантами возведения защитных сооружений (улавливающих и подпорных стен, галерей и
др.) или преодоления опасного участка с помощью моста (тоннеля).
7
5.2 При трассировании дорог в селеопасных горных долинах необходимо располагать трассу
выше уровня движения селевых потоков с устройством искусственных сооружений для пропуска над
или под дорогой селей, спускающихся в долину из поперечных логов. При необходимости
пересечения русел селевых потоков следует выбирать створы, где сели проходят в однорукавных
руслах с наиболее устоявшимися живыми сечениями.
5.3 При трассировании железных дорог следует избегать размещения площадок под станции и
раздельные пункты в пределах оползнеопасных, селеопасных и лавиноопасных участков склонов.
5.4 Трассирование железных и автомобильных дорог вдоль цунамиопасных берегов морей
должно выполняться по результатам сравнения вариантов размещения трассы на расстоянии от
уреза воды, рассчитанным по удалению наката волн цунами, и варианта с устройством защитных
сооружений от их воздействия на дорогу.
5.5 Трасса дороги должна выбираться, как правило, с обходом мест выхода на земную
поверхность возникающих при землетрясениях тектонических разрывов. Возможность выхода на
поверхность тектонических разрывов, их вид и другие характеристики следует устанавливать при
изысканиях по данным сейсмотектонических исследований.
Примечание - При необходимости устройства моста (тоннеля) в местах возможного выхода на
поверхность тектонических разрывов необходимо предусматривать защиту от них искусственных
сооружений.
6 Земляное полотно
6.1 При проектировании земляного полотна железных, автомобильных и городских дорог в
сейсмических районах размеры и форма земляных сооружений определяются на основе расчетов
общей и местной устойчивости оснований, склонов и откосов при сейсмическом воздействии с учетом
уплотнения, усиления или замены грунтов, а также принимая во внимание конструктивные защитные
мероприятия, вытекающие из анализа последствий разрушительных землетрясений.
6.2 В конструкциях насыпей допускаются остаточные деформации и повреждения (осадки,
смещения, трещины и др.), не приводящие к прекращению движения транспортных средств в
результате землетрясения.
6.3 При сооружении насыпей железных, автомобильных и городских дорог должны соблюдаться
следующие меры обеспечения сейсмостойкости:
- уплотнение грунтов с обеспечением показателя плотности не ниже 0,95 с армированием
насыпи при невозможности достаточного уплотнения;
- отсыпка насыпей высотой более 12 м из разных грунтов должна выполняться с размещением
более тяжелых грунтов в основании, более легких - в верхней части насыпи;
- при постройке насыпей на участках, сложенных илом, торфом, водонасыщенным рыхлым
песком, текучепластичными глинистыми грунтами должны быть рассмотрены варианты замены или
укрепления слабых грунтов армированием нижних слоев насыпи геосинтетическим материалом;
- на подходах к мостам насыпи на слабых основаниях, в том числе сложенных склонными к
разжижению водонасыщенными мелкими и пылеватыми песками, допускается заменять береговыми
пролетами моста с погружением нижних концов свай мостовых опор в слой прочного грунта,
подстилающего слабые покровные отложения;
- подтопляемые насыпи на прижимных участках рек, озер и водохранилищ должны иметь
защитные устройства (укрепления откоса, бермы из горной массы, подпорные стены), рассчитанные с
учетом сейсмического воздействия.
6.4 При сооружении выемок на железных, автомобильных и городских дорогах должны
выполняться следующие правила:
- при водонасыщенных грунтах откосов выемок должны устраиваться закюветные полки или
кювет-траншеи с размерами, достаточными для размещения оплывающего при землетрясении
8
грунта;
- крутизна откосов в скальных грунтах назначается в зависимости от степени выветрелости и
трещиноватости скалы с устройством закюветной полки или кювет-траншеи для размещения
осыпающегося при землетрясении грунта или с защитой поверхности откоса от вывала крупных
обломков (облицовочной сеткой, набрызг-бетоном и др.);
- при устройстве земляного полотна на косогорах основную площадку, как правило, следует
размещать полностью на полке, врезанной в склон, надоткосная часть полувыемки на склоне
косогора должна проверяться на возможность возникновения скально-обвальных явлений с
уточнением сейсмичности по высоте косогора;
- на склонах долин рек в криолитозоне при пересечении крупноглыбовых осыпей (курумов)
крутизна откосов должна назначаться по условию их сейсмоустойчивости, но не круче 1:1;
- расчет устойчивости скальных откосов должен выполняться на основе изучения решетки
трещиноватости с оценкой положения возможных поверхностей обрушения.
6.5 При проектировании земляного полотна на участках схода снежных лавин, карста и вблизи
плотин водохранилищ необходимо предусматривать следующие защитные мероприятия:
- на участках лавинной опасности участки лавиносбора должны оборудоваться сооружениями
лавинопредотвращения и лавиноторможения в виде сетчатых заборов, стен, траншей и др.;
- на участках карста необходимо проверять возможность обрушения сводов грунта над
карстовыми полостями при землетрясении и осуществлять, при необходимости, мероприятия по
заполнению полости, усилению тела насыпи армированием или обхода участка карста;
- для дорог вблизи плотин водохранилищ необходимо рассмотреть возможность обрушения
горных масс со склонов при землетрясении в водохранилище с выходом образующейся волны в
полосу дороги; в подобных случаях земляное полотно должно проектироваться с возвышением
бровки земляного полотна над уровнем потока не менее чем на 0,5 м и защитой откосов бермами и
укреплением, рассчитанными на воздействие водного потока.
6.6 При проектировании земляного полотна на скально-обвальном косогоре необходимы
мероприятия по защите железнодорожного пути (проезжей части автомобильной дороги) от обвалов.
В качестве защитных мероприятий следует предусматривать устройство заанкеренной в склон
защитной металлической сетки, закрепление поверхности склона бетонным покрытием, устройство
галереи, размещение между основной площадкой и склоном защитной стены или траншеи с
размерами, достаточными для улавливания обваливающегося со склона грунта.
7 Верхнее строение пути и дорожная одежда
7.1 Сейсмостойкость верхнего строения пути железных дорог и дорожной одежды
автомобильных (городских) дорог достигается за счет антисейсмических мероприятий при устройстве
земляного полотна и защитных сооружений в полосе отвода дорог.
7.2 Железнодорожный путь, дорожная одежда и обочины автомобильных дорог за пределами
зоны стихийного бедствия должны сохранять эксплуатационные свойства, позволяющие
осуществлять движение поездов и автомобилей с установленной скоростью и грузоподъемностью в
любое время года, включая весеннее половодье, а также в период выпадения ливневых дождей в
целях обеспечения в необходимом объеме аварийно-спасательных работ и возможной эвакуации
населения из зоны разрушительного землетрясения, совпавшего по времени с неблагоприятными
погодными условиями.
7.3 В сейсмических районах следует предусматривать резервирование необходимого запаса
рельсов, шпал и других элементов пути, а также строительных материалов для устранения
повреждений на дорогах, возникающих в результате разрушительного землетрясения. Объем
возможных повреждений пути (дорожной одежды) и дополнительного резервирования конструкций и
материалов оценивается проектной организацией по техническому заданию заказчика с
использованием правил оценки повреждений дорог при землетрясениях в отдаленных и
труднодоступных районах.
9
8 Мосты
8.1 Расположение мостов
8.1.1 Сейсмостойкость мостов достигается размещением сооружений на благоприятных в
сейсмическом отношении участках, правильным выбором системы моста, применением
рациональных схем передачи сейсмической нагрузки на опоры, усилением несущих конструкций по
расчету, осуществлением специальных конструктивных антисейсмических мероприятий,
использованием прочных и легких материалов, допускающих развитие пластических деформаций,
высоким качеством выполнения строительно-монтажных работ при постройке, капитальном ремонте
и реконструкции сооружений.
8.1.2 Места мостовых переходов через большие реки следует выбирать на прямых участках
речных долин с инженерно-геологическими условиями, допускающими опирание фундаментов опор
на прочные малосжимаемые грунты.
8.1.3 Зоны сейсмотектонических дислокаций (тектонических рвов и уступов), образующих в
руслах рек пороги и дамбы, на террасах и склонах - долины притоков и суходолов, следует
рассматривать как участки, неблагоприятные для размещения мостов.
8.1.4 При невозможности избежать постройки моста на пересечении с активным тектоническим
разломом фундаменты опор должны быть вынесены на крылья разлома за пределы зоны
тектонического дробления горных пород, подферменные площадки опор уширены, балочные
разрезные пролетные строения объединены в цепочку связями, предотвращающими обрушение
конструкций при сдвиге отдельных опор вдоль оси моста.
8.1.5 К неблагоприятным для строительства мостов через большие реки, водохранилища и
морские проливы следует относить участки территорий и акваторий, надводные и подводные склоны
которых сложены сейсмически неустойчивыми песчано-глинистыми отложениями, образующими при
землетрясениях оползни и водно-песчаные потоки.
8.1.6 При проектировании мостов на сейсмически неустойчивых склонах необходимо
предусматривать комплекс мер (дренирование, водоотвод, устройство подпорных сооружений и др.),
обеспечивающих устойчивость покровных отложений при землетрясении расчетной силы.
8.1.7 Опоры мостов не должны располагаться в местах перемещения подводных потоков
рыхлых морских отложений и вблизи грязевых вулканов. При невозможности избежать постройки
опор моста на подводном склоне, покрытом рыхлыми илами и песками, необходимо рассчитывать
опоры на гидродинамическое давление водно-песчаного потока.
8.1.8 При проектировании виадуков через долины с крутыми бортами, сложенными
выветрелыми скальными породами, необходимо предусматривать меры против сейсмообвалов в
створе виадука, включая удаление неустойчивых глыб и закрепление склонов с помощью бетонного
или сетчатого покрытия.
8.1.9 Опоры моста через селеопасные долину реки или суходол должны быть расположены
выше максимального за последние 100 лет уровня селевого потока, определяемого по данным общих
инженерно-геологических изысканий.
8.1.10 При проектировании мостов в устьях рек и через морские проливы на цунамиопасных
побережьях морей необходимо предусматривать пропуск волны цунами (бора) под мостом. Опоры
моста следует располагать на возвышенных береговых террасах или рассчитывать на
гидродинамическое давление волны цунами. Низ пролетных строений должен возвышаться не менее
чем на 1 м над уровнем бора. Уровень бора принимается соответствующим вероятности превышения
1% в год для мостов классов сейсмостойкости I, II и 2% в год для мостов класса сейсмостойкости III.
8.2 Основные требования к конструкции
8.2.1 При проектировании мостов в сейсмических районах следует предусматривать
применение материалов, соответствующих требованиям СП 35.13330.
8.2.2 В сейсмических районах допускается проектировать:
10
- мосты с разрезными пролетными строениями в виде стальных, железобетонных и
сталежелезобетонных плитно-балочных конструкций, стальных ферм, а также арок с воспринятым
распором;
- мосты с неразрезными пролетными строениями;
- мосты рамной и рамно-неразрезной систем;
- висячие и вантовые мосты;
- арочные шарнирные и бесшарнирные мосты, в том числе арочные мосты со сводами из
стальных гофрированных оцинкованных листов, соединенных болтами.
8.2.3 При рассмотрении вариантов мостового перехода следует иметь в виду особенности
мостов балочной системы с разрезными внешне статически определимыми пролетными строениями.
К преимуществам балочной разрезной системы относится независимость напряжений в пролетных
строениях от осадок и смещений вдоль оси моста фундаментов опор. В многопролетных мостах
сейсмическая нагрузка от массы верхнего строения в направлении оси моста распределяется между
опорами более равномерно, чем в неразрезной системе. Мосты разрезной системы отличают
пригодность к эффективному усилению в процессе эксплуатации и возможность сокращения сроков
восстановительных работ после разрушительного землетрясения.
8.2.4 К основным недостаткам всех типов разрезных пролетных строений относятся
возможность сдвига из проектного положения вдоль и поперек оси моста и падение конструкций с
опор на грунт при землетрясении. Для предотвращения падения разрезных пролетных строений на
грунт они должны быть закреплены на опорах с помощью сейсмостойких опорных частей или
специальных антисейсмических устройств.
8.2.5 При сравнении вариантов моста необходимо учитывать преимущества неразрезной
системы, позволяющие перекрывать пролеты повышенной длины, что дает возможность уменьшить
стоимость опор при строительстве мостов через большие реки, глубокие ущелья и морские проливы
при залегании прочных грунтов под мощной толщей слабых покровных отложений, а также повысить
устойчивость конструкции в отношении сброса с опор при землетрясении по сравнению с разрезными
пролетными строениями.
8.2.6 В случае использования неразрезных пролетных строений с большой собственной массой
сейсмическая нагрузка от массы пролетного строения, передаваемая на анкерную опору, делает ее
конструкцию уязвимой при землетрясениях. При расчетной сейсмичности 9 баллов фундамент
анкерной опоры следует закладывать на скальном грунте или уменьшать сейсмическую нагрузку на
анкерную опору за счет изменения системы моста, конструкции опор и пролетного строения или
применения специальных антисейсмических устройств.
8.2.7 Для повышения сейсмостойкости и уменьшения стоимости мостов с неразрезными
пролетными строениями продольно-неподвижные опорные части могут быть установлены на двух и
более гибких опорах, конструкция которых должна быть рассчитана на усилия, возникающие в
рамно-неразрезной системе при изменении длины пролетного строения от температурного
воздействия воздушной среды.
8.2.8 При невозможности применения гибких опор допускается устанавливать на мосту
прерыватели колебаний между пролетным строением и оголовками опор. Прерыватели колебаний
должны работать как жесткие связи между пролетным строением и опорами при землетрясении и
выключаться из работы при медленных температурных перемещениях главных балок. Прерыватели
должны распределять действующую вдоль оси моста сейсмическую нагрузку от массы неразрезного
пролетного строения на все опоры пропорционально их жесткости.
8.2.9 При проектировании пилонов висячих и вантовых мостов в районах распространения
разрушительных сейсмических волн из глубоких очагов землетрясений следует избегать применения
чрезмерно гибких конструкций пилонов с периодом собственных колебаний по основной форме более
3,0 с.
8.2.10 Для уменьшения периода собственных колебаний пилонов необходимо рассмотреть
варианты конструкции с увеличением ширины фасадных граней в нижней части и сужением верхней
части пилона, т.е. с понижением центра масс системы. Эффективно уменьшить период собственных
Для просмотра полной версии скачайте документ
Кому будет полезно
  • Проектным организациям
  • Проектировщикам
  • Архитекторам
  • Инженерам-конструкторам
  • Инженерам ОВ и ВК
  • Строительно-монтажным организациям
  • Строителям
  • Прорабам
  • Мастерам строительно-монтажных работ
  • Монтажникам
  • Инженерам строительного контроля
  • Инженерам эксплуатирующих организаций
Применяйте в работе надежные и эффективные строительные системы
Используйте альбомы узлов в PDF и DWG разработанные ТЕХНОНИКОЛЬ
Больше о системах
Более 2000 материалов
для вашего объекта
Гидроизоляция, теплоизоляция, отделочные фасадные материалы и прочее
Больше о материалах
BIM библиотека
BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Сообщить об ошибке
Нашли ошибку в описании или хотите задать вопрос? Напишите нам.


Калькуляторы
Смотреть все 11

C помощью данного калькулятора вы сможете рассчитать необходимое количество материалов для устройства плоской кровли

В «Онлайн-картах» ТЕХНОНИКОЛЬ объединена информация из СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия», СП 131.13330.2018 «Строительная климатология» и сборника таблиц параметров предельной интенсивности дождя А.М. Курганова.

Подбор шага крепежа, толщины балласта и ширины рулонов для устройства гидроизоляционного слоя в зависимости от ветровой нагрузки на кровлю

Расчет количества клиновидной теплоизоляции для формирования основного уклона и контруклона на плоской кровле

Расчет базового значения удельного расхода энергии на отопление согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №1550/пр от 17.11.2017

Онлайн-инструмент для инженеров-сметчиков проектных организаций. Расчет стоимости материалов необходимый для оценки проектно-сметной документации.

Предназначен для расчета и подбора сечений деревянных клееных балок, работающих на изгиб и осевое сжатие. Позволяет рассчитывать одно- и двухпролётные схемы с консолями и без для разных типов нагрузок

Калькулятор для расчета количества воронок внутреннего водостока

Инструмент для анализа тепловых потерь здания

Калькулятор для расчёта материалов в системах с TAIKOR

С помощью данного онлайн калькулятора вы сможете рассчитать количество материалов, необходимое для выполнения комплексной системы тонкослойного штукатурного фасада ТН-ФАСАД ПРОФИ

Ваша роль на сайте
Cайт будет подстраиваться в зависимости от вашей роли. Изменить выбор можно в любой момент. Выбор роли находится в верхней части страницы, рядом с телефонным номером.
Проектировщик
Проектировщик
Архитекторы промышленных и гражданских объектов
Торговый партнер
Торговый партнер
Компании, реализующие продукцию ТЕХНОНИКОЛЬ
Подрядчик
Подрядчик
Компании, выполняющие подрядные работы
Заказчик
Заказчик
Юридические лица, пользующиеся услугами и материалами ТЕХНОНИКОЛЬ
Частный клиент
Частный клиент
Физические лица, пользующиеся услугами и материалами ТЕХНОНИКОЛЬ
Сотрудник
Сотрудник
Сотрудники Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ
Другое
Другое
Если ни одна из ролей вам не подходит, выберите этот вариант
Заказать бесплатный звонок
Заказать звонок
Специалист дистанционной поддержки перезвонит вам в течение 1-го часа
* — обязательное поле
Специалист дистанционной поддержки позвонит вам на номер в течение 1-го часа

Изменить номер
Бесплатная техническая консультация для проектировщиков
Бесплатная техническая консультация для проектировщиков
Техническая поддержка ТЕХНОНИКОЛЬ – это квалифицированная помощь на этапе проектирования, экспертизы и строительства объектов сегмента ПГС, ТДС и ИЖС
Позвоните мне
* — обязательное поле
Специалист дистанционной поддержки позвонит вам на номер в течение 1-го часа

Изменить номер
Горячая линия 8 800 600-05-65

Часы работы: 09:00 - 18:00 (по МСК)

Здравствуйте!
Выберите раздел поддержки
Частным клиентам Для физических лиц
Профессиональным клиентам Для проектировщиков, подрядчиков, заказчиков, технического надзора, эксплуатирующих организаций
Работа с сайтом Перейти
Найти подрядчика ROOF.ru
Купить материалы shop.tn.ru