СП 149.13330.2012 (Изменение №1)
Источник документа:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Основной документ
Изменения в документе
1
ИЗМЕНЕНИЕ N 1
к СП 149.13330.2012 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными
возможностями. Правила проектирования"
ОКС 01.040.93
Дата введения 2016-03-25
УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 978/пр
Наименование свода правил. Заменить слово: "возможностями" на "возможностями здоровья".
Элемент "Содержание" дополнить разделами - 13 и 14:
"13 Отделения абилитации детей раннего возраста.
14 Инженерное оборудование"
Введение. Первый абзац дополнить словами:
"и ратифицированной 3 мая 2012 г. - Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О
ратификации Конвенции о правах инвалидов" и [5]"
Последний абзац дополнить словами:
"Авторы разработки Изменения N 1 - ООО "Институт общественных зданий: научный
руководитель работы и отв. исполнитель - канд. архит. A.M.Гарнец, архит. Д.Д.Зыбина, архит.
Н.В.Каспер; при участии - д-р техн. наук М.М.Мирфатуллаев, д-р техн. наук Ю.М.Глуховенко, инж.
В.В.Коновалова".
Пункт 1.1 после слов "педагогической реабилитации" изложить в новой редакции: "детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей, а также отделений
абилитации детей раннего возраста при реабилитационных центрах и других учреждениях
медицинского и социального обслуживания населения и образовательных организациях".
Раздел 2. Заменить обозначения:
"ГОСТ Р 51648-2000" на "ГОСТ Р ИСО 23600-2013 "Вспомогательные технические средства для
лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и
тактильные сигналы дорожных светофоров"
"ГОСТ Р 52875-2007" на "ГОСТ Р 56305-2014 Технические средства помощи слепым и
слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности"
"СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012, СП 5.13130.2009, СП 118.13330.2012. Наименование
дополнить словами: "(с Изменением N 1)"
"СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: "(С изменениями)";
раздел дополнить ссылками:
"ГОСТ 12.1.004-1991 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие
требования
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"
СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
Общие требования проектирования"
2
СП 133.13330.2012 "Сети проводного вещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы
проектирования"
СП 142.13330.2012 "Здания центров ресоциализации. Правила проектирования"
СП 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования"
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (С изменениями).
СанПиН 2.4.1201-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы специализированных учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации"
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: "(с Изменениями)"
Раздел 3 дополнить терминами и определениями:
"3.6 абилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий,
имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста,
еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности
трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
3.7 дети с ограниченными умственными или физическими возможностями (дети с ОВЗ):
По ГОСТ Р 52495".
Пункт 4.1, 4.2, 8.1, 9.3: Заменить слова: "дети с ограниченными возможностями" на "дети с
ОВЗ".
Пункт 4.1 дополнить абзацем:
"По функциональной пожарной опасности здания реабилитационных центров следует относить
к классу Ф1.1.
Требования безопасности для МГН, не изложенные в настоящем своде правил, должны
приниматься по СП 59.13330".
Пункт 4.3 дополнить ссылкой: "СанПиН 2.4.1201".
Пункт 4.5, четвертый абзац. Заменить слова: "реабилитации и реабилитации" на "абилитации и
реабилитации".
Раздел дополнить пунктом - 4.6:
"4.6 Центр также может включать в себя отделение абилитации детей раннего возраста,
предназначенное для комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в
возрасте от двух месяцев до трех лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и
их семьям".
Раздел 5, наименование. Исключить слово: "размещения".
Пункты 5.2, 5.10, 5.12, 5.13, 5.17, 6.2, 6.8, 7.3.2, 8.5, 8.7. Заменить слово: "дети-инвалиды" на
"дети с ОВЗ".
Пункт 5.4. Заменить слова: "подростков-инвалидов" на "подростков с ОВЗ, а также площадки
для детей в возрасте до трех лет, при наличии отделения абилитации";
пункт дополнить абзацем:
"Игровые площадки должны включать в себя зоны или элементы для детей, с нарушениями
зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На площадках для детей раннего возраста
необходимо предусматривать места для размещения родителей (коммуникационное пространство
3
достаточного размера, скамьи для отдыха)".
Пункт 5.9. Исключить слова: "или галька"; после слова "трава" дополнить словами: "или
амортизирующее синтетическое покрытие".
Раздел 6, наименование. Исключить слова: "реабилитационных центров".
Пункт 6.1. Перечисление 1) дополнить словами: "отделения абилитации (по заданию на
проектирование)";
раздел дополнить пунктом - 6.9:
"6.9 Пути эвакуации из зданий реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ
следует расчитывать по установленным или апробированным методикам с учетом динамики опасных
факторов по ГОСТ 12.1.004 пожара и психофизиологических возможностей детей с ОВЗ".
Пункт 8.6, таблица 10. Заменить слова: "ребенком-инвалидом" на "ребенком с ОВЗ".
Пункт 8.8 после слова: "трудоустройству" изложить в новой редакции: "зал для проведения
групповых тренингов с родителями, также желательно предусмотреть отдельный вход с улицы с
холлом, гардеробной и санузлами. Ориентировочные площади основных помещений приведены в
таблице 12;
таблицу 12 дополнить помещением:
Помещения
Ориентировочная площадь, м
Зал для проведения групповых тренингов с родителями
30
Раздел 9 дополнить пунктом - 9.9:
"9.9 В отделении "Мать и дитя" предусматривают: спальные комнаты для матери с ребенком,
санузлы, гостиную-буфетную, игровую. Ориентировочные площади помещений отделения (на 4
ребенка с родителями) приведены в таблице 13.
Таблица 13
Помещения
Ориентировочная площадь, м
4 двухместные спальные комнаты (4x12) м
48
Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на 2
комнаты (2x6) м
12
Гостиная-буфетная
24
Игровая
12
Пункт 10.4. Заменить слова: "умственно отсталых детей" на "детей с нарушениями интеллекта".
Пункт 12.1. Первое предложение. Заменить слово: "отделение" на: "отделение иппотерапии -
лечения людей с привлечением лошадей)".
Раздел 12 дополнить пунктами - 12.12-12.17:
"12.12 Рабочее поле манежа для занятий ЛВЕ должно быть размерами не менее 20x20 м.
Посадка всадников на лошадь может осуществляться только в специально оборудованных зонах,
обеспечивающих безопасность занимающихся, их сопровождающих и персонала (см. 12.13-12.15
рисунок 1)
4
12.13 При применении выжимного устройства для посадки на лошадь необходимо устройство
перед входом в манеж паддока размерами не менее 6x6 м (рисунки 1а, 1б).
12.14 При посадке на лошадь в манеже с устройством пандуса необходимо устройство
специальной зоны вне рабочего поля манежа согласно с СП 19.13330 и СП 106.13330 с устройством
откидных ограждений и лестницы рекомендуется для манежей с размерами поля 20x60 м.
12.15 При посадке на лошадь в манеже, для исключения перемещения лошади, применяются
подъемные устройства подвесного типа (рисунок 1в)".
12.16. Примерный перечень и площади помещений отделения ЛВЕ приведены в таблице 14.
Таблица 14
Помещение
Ориентировочная
площадь, м , не менее
Примечание
Блок занятий ЛВЕ
Манеж для групповых занятий на 1-2 человек
600
Размер меньшей стороны
не менее 20 м
Раздевальная с душевыми
20
Возможно использование
раздевальных отделения
кинезотерапии
Санузлы доступные МГН (не менее 1)
5
Приемная-зона ожидания
40
Кабинет иппотерапевта
15
Массажный кабинет
по расчету
Блок содержания лошадей
Денники на 5 лошадей*
5x12
Не менее 3 м по короткой
стороне
Мойка для лошадей*
9
Солярий*
9
Коридор*
По расчету
Ширина не менее 2,5 м
Кормовая с кормокухней*
По расчету
Амуничная*
12
Фуражная*
Тамбур
9
Глубина не менее 2,5 м,
ширина не менее 2,8 м
* В соответствии с [3].
12.17 При новом строительстве и реконструкции для отделения ЛВЕ рекомендуется применять
планировочно-функциональную модель, приведенную на рисунке 2.
Свод правил дополнить разделами - 13 и 14:
"13 Отделение абилитации детей раннего возраста
5
13.1 Отделение абилитации детей (ОАД) предназначено для проведения следующих
мероприятий:
разработка индивидуальных программ абилитации ребенка на основе комплексной
медико-психолого-педагогической диагностики в рамках отделения абилитации или по согласованию
с областной/районной психолого-медико-педагогической комиссией;
реализация абилитационых программ, включающих в себя индивидуальные и групповые
занятия междисциплинарной команды специалистов (дефектологи, логопеды, педиатры, психологи
социальные работники и др.) с детьми при участии родителей;
психолого-педагогическая, социальная поддержка семей, консультирование по вопросам
воспитания, обучения и развития ребенка, нуждающегося в абилитации (в том числе дистанционно и
на дому);
организация досуга, клубной работы с участием родителей.
13.2 При проектировании ОАД необходимо обеспечить его удобными коммуникационными
связями с блоком отделения "Мать и дитя", в котором заданием на проектирование
предусматривается проживание детей раннего возраста с родителями.
13.3 Отделения ОАД включает в себя группы помещений:
- для абилитационных занятий с детьми;
- для работы с родителями;
- административно-хозяйственные;
- входная.
Примерный состав и площади помещений отделения абилитации приведен в таблице 15.
Таблица 15
Помещение
Ориентировочная площадь,
м не менее
I. Помещения для абилитационных занятий с детьми
Кабинеты индивидуальных занятий
кабинет индивидуальных занятий с логопедом
16
кабинет индивидуальных занятий с дефектологом
16
кабинет индивидуальных занятий с психологом
15
кабинет индивидуальных занятий ЛФК и массажа
18
Зал иглотерапии с лаборантской, с зеркалом Гезелла между помещениями
40+8
Зал(ы) групповых занятий (клубное помещение) с кладовой
60 (30x2)+8 (кладовая)
Кабинеты медицинских специалистов*
кабинет медсестры
8
кабинет педиатра - невролога
15
кабинет психиатра
15
6
кабинет лор-сурдолога со звукоизолированной кабиной
18+8
кабинет офтальмолога с темной комнатой
18+6
II. Помещения для работы с родителями**
кабинет психолога
15
зал для проведения групповых тренингов с родителями
30
справочно-информационный кабинет
15
кабинет социально-юридического консультирования
6 м /чел (не менее 12)
III.Административно-хозяйственные помещения
кабинет(ы) работы специалистов
6 м /чел (по числу
специалистов)
методический кабинет
20
кабинет дистанционного консультирования **
6 м /чел, (не менее 8)
кабинет заведующего отделением
15
хозяйственное помещение
8
IV. Входная группа
вестибюль (с гардеробом - при наличии отдельного входа)
20
санузел
12
комната ухода за ребенком
8
колясочная
12
* По заданию на проектирование, могут использоваться кабинеты врачей-специалистов отделения
медико-социальной реабилитации.
** По заданию на проектирование, могут использоваться помещения отделения психолого-педагогической
помощи (служб психологической реабилитации и социальной защищенности).
13.4 Во всех помещениях для индивидуальных занятий должны быть предусмотрены места для
размещения родителей и зона для игр на полу и двигательной активности (не менее 2 м ), рабочие
места специалистов и места хранения методических материалов (в отдельных помещениях).
13.5 По заданию на проектирование, кабинеты логопеда и дефектолога могут объединяться в
единое универсализированное помещение площадью не менее 24 м .
13.6 Групповые занятия проводятся в одном (двух) помещениях площадью не менее 60 (30x2)
м , где должны быть предусмотрены стационарные или трансформируемые зоны для проведения
музыкальных, логоритмических, психологических и игровых (за столиками и на полу в "кругу")
сеансов, сеансов изотерапии, социально-бытовой адаптации. Наполняемость групп составляет 2-6
детей с родителями.
13.7 Помещения для занятий с детьми должны формироваться вокруг рекреационных
пространств, в которых предусматриваются зоны для ожидания приема (стулья, диваны), а также
игровые зоны для детей (из расчета не менее 2 м на ребенка, но не менее 12 м ).
7
13.8 Во всех помещениях для занятий с детьми, в санузлах, комнате ухода за ребенком должны
быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды.
13.9 При выборе внутренней отделки и оборудования помещений необходимо учитывать
требования СанПиН 2.4.1.3049.
14 Инженерное оборудование
14.1 Системы водопровода, канализации и горячего водоснабжения следует проектировать в
соответствии с действующими нормативными документами.
14.2 Все помещения должны быть оборудованы системами отопления и вентиляции,
обеспечивающими соответствующую температуру, влажность, очистку и обезвреживание воздуха.
Кондиционирование административных кабинетов предусматривается по заданию на
проектирование.
14.3 Инженерное оборудование должно быть запроектировано таким образом, чтобы при его
эксплуатации выполнение установленных требований к микроклимату помещений и другим условиям
обеспечивало эффективное расходование энергетических ресурсов с учетом [6], [2].
14.4 Электрооборудование рассматриваемых учреждений следует проектировать в
соответствии с требованиями СП 52.13330 и [7].
14.5 Здания реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья должны быть оборудованы сетями проводного вещания (радиотрансляция),
телефонами и антенными телевизионными сетями, пожарной и охранной сигнализацией,
видеонаблюдением (СП 133.13330), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);
системой оповещения и управления эвакуацией, а также фотолюминесцентной эвакуационной
системой (ФЭС).
14.6 При проектировании пожарной, охранной и тревожной сигнализации и средств связи
следует руководствоваться СП 5.13130, СП 132.13330 и ГОСТ 12.1.004.
Помещения для постоянного пребывания инвалидов могут быть оборудованы автономными
пожарными извещателями, сблокированными с общей системой оповещения и управления
эвакуацией.
14.7 ФЭС должна быть на всем протяжении пути эвакуации и иметь непрерывный маршрут до
эвакуационных выходов.
Более подробно решение ФЭС изложено в СП 136.13330."
8
Рисунок 1
1 а - Схема устройства паддока для посадки на лошадь
1б - Схема устройства пандуса при посадке в манеже
1в - Схема посадки на лошадь в манеже с использованием подвесного подъемника
ПЛАНИРОВОЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ЛВЕ ПРИ НОВОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ
9
Рисунок 2
Библиографию дополнить ссылками:
[5] Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной
защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
[6] Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об
энергосбережении и повышении энергетической эффективности"
[7] ПУЭ Правила устройства электроустановок. Издание 7. Утверждены Приказом Минэнерго
России от 20 июня 2002 г. N 242
Библиографические данные.
10
После слов "реабилитация детей-инвалидов" дополнить словами: "реабилитация детей с
ограниченными возможностями здоровья, абилитация".
УДК [69+725.011] (083.74)
ОКС 01.040.93
Ключевые слова: детский реабилитационный центр, психолого-педагогическая помощь,
медико-социальная реабилитация, реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья,
абилитация, ипотерапия
Руководитель организации - разработчика
Зам. директора НИИСФ РААСН
А.Г.Чеботарев
должность
личная подпись
инициалы, фамилия
канд. арх., профессор
A.M.Гарнец
должность
личная подпись
инициалы, фамилия
Исполнитель
Архитектор
Д.Д.Зыбина
должность
личная подпись
инициалы, фамилия
Исполнитель
Архитектор
Н.В.Каспер
должность
личная подпись
инициалы, фамилия
СОИСПОЛНИТЕЛИ
доктор технических наук
М.М.Мирфатуллаев
должность
личная подпись
инициалы, фамилия
доктор техн. наук, профессор
Ю.М.Глуховенко
должность
личная подпись
инициалы, фамилия
Исполнитель
В.В.Коновалов
Для просмотра полной версии скачайте документ
Кому будет полезно
- Проектным организациям
- Проектировщикам
- Архитекторам
- Инженерам-конструкторам
- Инженерам ОВ и ВК
- Строительно-монтажным организациям
- Строителям
- Прорабам
- Мастерам строительно-монтажных работ
- Монтажникам
- Инженерам строительного контроля
- Инженерам эксплуатирующих организаций

BIM библиотека
Каталоги продукции, альбомы узлов, модели комплектующих для проектирования вашей конструкции
Калькуляторы
Смотреть все 11